Наши специальные корреспонденты передают из бывшего эпицентра беспорядков.
В Алма-Ате больше нет больше места Нурсултану Назарбаеву. Во время протестов митингующие с корнем вырвали несколько десятков указателей по проспекту Назарбаева. Книжные магазины убрали с полок литературу, посвященную первому президенту. А футболки с изображением Елбасы, которые еще недавно продавались в местных торговых центрах, отправили на склад за сто километров от города. Каким-то чудом уцелел лишь памятник Назарбаеву на окраине города. Скорее всего, туда просто не дошли митингующие.
Наши специальные корреспонденты в Казахстане узнали, как живет город без отца нации и поговорили с теми, кто сожалеет об уходящей эпохе.
Имя Назарбаева действовало на погромщиков, как красная тряпка на быка. Бушующая толпа старалась стереть в городе все, что связано с именем первого президента Казахстана. А после погромов власть совсем не торопится восстанавливать увековечивание памяти Елбасы. И вообще вряд ли будет это делать.
Во время беспорядков протестующие вырвали и покорежили все таблички с указанием домов на проспекте Назарбаева. При нас из машины с криками «шалман, жынды!» (бандиты, дурни), выскочил водитель, который добрых полчаса кружил по дворам, не в силах отыскать на проспекте Назарбаева нужный ему дом.
Во время штурма здания, где располагалась телерадиокомпания «Мир», погромщики, круша офисы и аппаратную, добрались до баннера на фасаде, где огромными буквами была выбита цитата «Благодаря сплоченности народа построено сильное, независимое и процветающее государство и уничтожили подпись «Назарбаев».
— В книжном магазине на улице Гоголя еще недавно центральный стенд был завален книгами о Назарбаеве. Прямо при входе висел большой баннер с изображением его младшей дочери Алии. Вовсю рекламировали написанную ею книгу, — рассказывает студентка Чулпан. — После погромов зашла — все труды, как ветром сдуло.
В магазине, действительно, ничто не напоминает ныне ни о лидере нации — Елбасы, ни о его дочери Алие, которая недавно издала книгу «Место силы», в которой делилась с казахстанцами «духовными знаниями». Теперь на центральном стенде стоят книги: «Сахаров и власть», «Казахская драма. На сцене и за кулисами. История современного Казахстана». «Страх и надежда. Как Черчилль спас Британию от катастрофы», «Трамп. Слишком много и всегда недостаточно».
— Так решило руководство магазина. Как говорится, от греха подальше, — объяснила нам администратор.
Большую часть книг вывезли на дальний склад. Но для нас на дальней полке нашли один экземпляр. Мы купили мемуары Алии Назарбаевой. Стоимость книги — 3800 тенге (655 рублей).
— Берите, в Москве такую не купишь, — улыбнулись продавцы. — Скоро раритетом будет, у нас вряд ли будут ее переиздавать.
Книга вышла на русском языке тиражом 1000 экземпляров. На казахском отпечатали 5000 штук.
Алия на 200 страницах описывает свою жизнь практически с рождения. Самые важные мысли выделяет жирным шрифтом. Вот одна из таких цитат: «Наверное, человеку сложно стать абсолютно счастливым, когда вокруг него столько несчастных людей».
Как мы выяснили, нет теперь в продаже и футболок с изображением Нурсултана Назарбаева, которые стоили 10 тысяч тенге (1737 рублей).
— Они были в уличном стиле. Их больше покупали по приколу, там была надпись: «Best dad ever» («Лучший папа на свете».
Ларьки, где раньше продавали портреты Назарбаева, теперь продают исключительно виды Алма-Аты.
В парке Первого президента Казахстана пустынно. Около памятника Нурсултану Назарбаеву стоит полицейская будка. Раньше здесь был круглосуточный пост. Теперь будка пустует.
Бронзовый Елбасы возвышается на постаменте. Перед ним кто-то поставил пустой старый стул. Выглядит символично. Около памятника нет ни венков, ни цветов. Из немногочисленных посетителей, кто гулял по аллеям, к памятнику завернула лишь одна пожилая женщина.
— Специально в парк сегодня пришла, чтобы убедиться, что с памятником деспоты ничего не сотворили, — говорит пенсионерка Хафиза, которая всю жизнь проработала юристом. Это же уму непостижимо, что произошло у нас в Казахстане. Все ведь было специально подстроено, это чистой воды провокация. Кто там народ заводил? Те, кто был с бородами. Молодежь ведь пошла на мирные митинги. А ими просто воспользовались. Стреляли ведь террористы.
— Разве люди не восстали против клана Назарбаевых?
— Сами не ведают, что творят. Вы сами посмотрите, сколько всего мы достигли за 30 лет правления Нурсултана Назарбаева. Он Астану (ныне Нур-Султан — «МК») построил. Красивый город. И сам ушел из власти, никто его с высокого поста не выгонял. Сейчас говорят, что его родственники занимают ключевые должности, владеют недвижимостью по всему миру. Но у нас немало состоятельных людей, у которых тоже немалый доход. Народ, а особенно интеллигенция, понимает, что сделал Елбасы для народа.
— На ваш взгляд, он лучше нынешнего президента Токаева?
— Да, считаю, что лучше.
— Считаете, что Токаев предал Назарбаева?
— Не считаю. Назарбаев сам привел Токаева к власти. Всячески его готовил, помогал ему, оберегал его. Просто в данный момент надо было поступить именно так, как сделал Токаев. Но, заметьте, он все равно ни разу ничего не говорил против Елбасы. Народ любит нашего Нурсултана Назарбаева. Мне просто хочется плакать от того, что происходит в Казахстане. Сейчас уже раздаются голоса за то, чтобы переименовать Нур-Султан в Астану. В моем окружении, напротив, все хотят, чтобы столица носила имя Нур-Султан, чтобы о Елбасы осталась добрая память.
— Бывший президент Назарбаев с начала массовых протестов в стране ни разу не появился на публике. Если выяснится, что его уже нет в живых, вы будете плакать?
— Буду. Он — отец нации. У нас была демократия, люди, что хотели, то о нем и говорили. А в Туркменистане, например, и в Узбекистане, этого делать не позволяют. Нурсултану Назарбаеву тоже, наверное, надо было держаться этой линии. Нам в Казахстане до демократии еще далеко. У нас не понимают, что это такое. Елбасы нужно было быть пожестче. Тогда мы, наверное, такого бы не увидели. Это просто ужас, какие погромы прокатились по стране.
— Вы довольны своей пенсией?
— У меня пенсия — 140 тысяч тенге (24 318 рублей), как и у моего мужа, он в прошлом писатель. Это средняя пенсия в Казахстане. Те, кто хорошо зарабатывал, получают пенсию 200 тысяч тенге. Нам с мужем хватает, и даже удается откладывать. У меня — сахарный диабет, все лекарства я получаю бесплатно. Один раз в год езжу бесплатно в санаторий. Также мы позволяем себе с мужем поехать отдыхать за границу.
(В то же время, жители Казахстана говорили нам, что их родственники-пенсионеры получают пенсию 60-80 тысяч тенге (около 10-13 тысяч рублей. — Авт.)
— Сколько платите за квартиру и коммунальные услуги?
— Я живу в своем доме. За коммуналку — свет и воду — платим 30 тысяч тенге в месяц (около 5 200 рублей) . Большим подспорьем для нас является огород.
— Люди в Казахстане жалуются на маленькую зарплату.
— Это уже свойство характера. Сколько ни получай, всегда будет мало.
Мы, по-моему, лучше живем, чем люди в России. Я в сентябре отдыхала в Турции, познакомилась там со многими россиянами из Москвы, из Санкт-Петербурга. Они в один голос говорили, что у вас в России пенсии меньше, чем у нас в Казахстане, и коммунальные услуги, как и продукты, очень дорогие. Что на пенсию прожить невозможно. А у нас спокойно можно жить на пенсию. В Казахстане у людей заботы — куда бы поехать отдохнуть. Вы сами посмотрите, сколько в Алма-Ате дорогих ресторанов. И они никогда не пустуют. Зал на свадьбу нужно заказывать за 2-3 месяца. В каждом доме у людей — по 2-3 машины. А все говорят, что плохо живут.
Женщина попросила сфотографировать ее рядом с памятником Елбасы. Мы сделали снимки на свой телефон, карточки скинули на ее номер. На том и разошлись.
Мы не успели выйти из парка, как раздался звонок от нашей собеседницы: «Я хочу, чтобы мой телефон нигде не фигурировал, как и мое имя. У меня больное сердце, мы с мужем пенсионеры. Сами понимаете, какое сейчас время. Террористы способны на многое, вдруг до нас доберутся».