«Газпром» сообщил, что европейские страны опустошили подземные газовые хранилища на 62,6%.
Компания опубликовала информацию в своем официальном Telegram-канале:
«По данным Gas Infrastructure Europe, на 15 января объем активного газа в европейских подземных хранилищах на 25% (на 15,6 миллиарда кубометров) меньше прошлогоднего уровня. Отобрано уже 62,6% от объема газа, закачанного в летний период».
Также появилась информация, что «Газпром» отказался бронировать дополнительные транзитные мощности на февраль через Польшу и Украину.
В связи с этим журналист Bloomberg посоветовал европейским политикам изменить стратегию заполнения хранилищ газом, чтобы у ЕС всегда оставался минимальный уровень запасов топлива. Журналист считает, что Европа расплачивается высокими ценами на газ и дефицитом топлива за то, что отдала свою энергетическую безопасность в руки российского президента Владимира Путина.
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объяснил «Журналистской правде», почему «Газпром» отказался бронировать допмощности для поставок газа в Европу в то время, когда там стремительно пустеют газовые хранилища.
«Как известно, «Газпром» выполняет свои долгосрочные контракты, а на спот не идет не потому, что такой вредный и злой, просто при сохраняющихся ценах на уровне 1000 долл. за 1 тыс. кубометров европейцы берут на споте только политически правильный газ. Идти на спот при нынешних ценах никакого смысла нет. Сейчас наблюдается резкое ограничение потребления газа. Потребляется газ из хранилищ и идущий по долгосрочным контрактам, которые «Газпром», конечно же, выполняет.
Любая европейская компания, которая хотела бы получить российский газ, может обратиться в «Газпром», заключить новый договор или оформить приложение к старому, определить формулу и получать газ, то есть позиция «Газпрома» достаточно прозрачная. Зачем компании бронировать дополнительные мощности, если нет заявок на эти объемы?
«Газпром» транзитирует газ на Украину, как известно, есть контракт на 40 млрд. кубометров, причем с посуточными объемами. Этот контракт вполне закрывается, но у него нет дополнительного спроса, потому что цены безумные. Евросоюз вместо того, чтобы думать, как снизить цены, говорит о том, что «Газпром» не хочет продавать газ на спот. «Газпром» объясняет, что нельзя по цене в 1 тыс. долл. газ продавать, не покупает его никто.
Для «Газпрома» главное – выполнить контракты. Как он будет это делать: с заполнением хранилищ или в баллонах поставлять – это проблемы компании, а не клиентов. Ни один контракт «Газпрома» не сорван, ни одной претензии нет. А дальше спрашивают, почему вы не хотите закачать газ в хранилища? Разные были причины: сначала в российские хранилища газ закачивали, да и у нас тоже идет зима, газ необходим. Но еще раз повторяю, это вопрос стратегии «Газпрома», как он будет контракты выполнять: с закачкой газа в хранилища или без. Компания считает, что при наличии существующих транспортных мощностей (белорусская труба, «Северный поток – 1», «Турецкий поток», украинский газопровод) он контракты выполняет. Если нет заявок, зачем бронировать то, что не нужно.
С таким уровнем газа в хранилищах европейцы могут пережить зиму, если не будет аномального падения температуры. Но это только начало истории, потому что они выйдут из зимы с пустыми хранилищами, их нужно будет заполнять, а цена до конца квартала не упадет. Самое интересное начнется в марте-апреле».