Соединенные Штаты Америки не первый раз угрожают России санкциями, но последнее «предложение» Вашингтона выглядит устрашающе. Речь идет о запрете на использование доллара в расчетах. О том, чего стоит ожидать от нового пакета санкций, сообщает издание Forbes.
Что означает запрет банкам России на операции с долларом
Представители белого дома неоднократно заявляли в последнее время о новых санкциях против России в случае ее вторжения на территорию Украины. Меры разные: отключение от SWIFT, запрет на операции с госдолгом, санкции против ведущих российских банков и даже против президента России Владимира Путина. Теперь Вашингтон грозится невиданными мерами — запретом на операции в долларах. Об этом заявил президент США Джо Байден.
«Я хочу дать ясно понять, что серьезное введение санкций в отношении транзакций в долларах или других вещей будет иметь негативные последствия также для США, негативные последствия для мира, разрушительные для России», — сказал Байден, выступая на пресс-конференции.
Большинство аналитиков не верят в то, что США введут запрет на операции с валютой. Так как это никому не выгодно.
США, скорее, предупреждают о возможности запрета операций с долларом, если Россия будет предпринимать «агрессивные действия по отношению к Украине», отмечает Андрей Маслов, аналитик ФГ «ФИНАМ». В целом последнее обострение отношений между Россией с одной стороны, Украиной и Западом с другой не выглядит как желание эскалации конфликта и лишено каких-либо доказательств готовящейся агрессии России.
Как это повлияет на Россию
Российские власти давно слышат о риске введения валютных санкций со стороны Запада и готовились к ним заранее. Сегодня Россия намного лучше готова к валютным санкциям, чем, например, пять лет назад.
В первой половине 2018 года Россия продала почти все принадлежавшие ей гособлигации США. С конца марта по конец мая 2018 года их объем в портфеле ЦБ РФ сократился с $96 млрд до $14 млрд, а по состоянию на конец ноября 2021 года и вовсе достиг $2,5 млрд.
Банк России последовательно сокращал долю доллара в своих международных резервах. Из январского обзора регулятора следует, что в период с 30 июня 2020 года по 30 июня 2021 года она снизилась с 22,2% до 16,4%. В последние годы сокращалась и доля нерезидентов на рынке ОФЗ: с пика в феврале 2020 года на уровне 35% она снизилась до нынешних 20,5%.
Если российские банки лишатся возможности покупать валюту на внешнем рынке, то со временем у них может возникнуть дефицит долларов и евро. В таком случае валюта на «черном рынке», который неизбежно возникнет, может резко подорожать, прогнозирует эксперт Олег Сыроваткин. Впрочем, подобное развитие ситуации выглядит маловероятным, отмечает аналитик.
Запрет на операции с валютой, даже если и будет применен, вряд ли коснется внутренних валютных операций, подмечает специалист Андрей Маслов. Скорее, это мера против международного бизнеса российских банков. Доллары, полученные, например, от продажи товаров и услуг за рубежом, останутся в экономике, и их конвертации вряд ли что-то угрожает, утверждает аналитик.
Маслов отмечает, что запрет на операции в долларах – в целом вещь неприятная для российского банковского сектора, однако все же чуть менее серьезная, чем, например, отключение России от SWIFT или запрет на операции с госдолгом.
«Запрет приведет к тому, что российские импортеры не смогут конвертировать рубли в доллар, а значит, они будут ограничены в возможности покупать продукцию на внешних рынках, что нанесет ущерб многим компаниям из ЕС и США. К тому же, такого рода запрет создаст трудности для осуществления выплат российских компаний по их внешним долгам перед американскими или европейскими кредиторами», — считает Маслов.