Естественная убыль населения в 2021 году впервые в новой истории России достигла 1,04 млн человек. Последний раз показатель приближался к этому уровню в 2000 году. Основной причиной стала пандемия, объяснили РБК эксперты.
Численность постоянного населения России на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек, снизившись за год почти на 693 тыс. человек (минус 0,5%). Это следует из предварительной оценки численности постоянного населения, размещенной Росстатом 28 января.
Прежний максимум был в 2002 году — минус 686 тыс. человек. В целом убыль населения России фиксируется четвертый год подряд. За этот период население страны сократилось на 1,4 млн человек, следует из данных Росстата.
Если обеспечить сопоставимость данных с начала 1990-х, убрав текущие показатели численности населения в Крыму и Севастополе, то численность населения будет соответствовать 2012 году — 143,06 млн человек.
В марте Росстат по традиции уточнит оценку численности постоянного населения. А наиболее актуальные данные о количестве жителей России станут известны к апрелю — по результатам общенациональной переписи, которая прошла осенью 2021 года, через 11 лет после предыдущей, говорил руководитель Росстата Павел Малков 17 января.
Оглавление:
Превышение смертности над рождаемостью
Динамика численности населения складывается из естественного прироста/убыли (количество родившихся минус количество умерших) и чистого притока/оттока международных мигрантов. Росстат отдельно сообщил 28 января, что естественная убыль населения в 2021 году, по предварительным данным, достигла 1,04 млн человек. Предыдущий максимум в современной России был поставлен в 2000 году — минус 958,5 тыс.
Смертность в 2021 году увеличилась на 15,1%, а рождаемость снизилась на 2,3% и составила 1,4 млн человек — минимум с 2002 года. Рождаемость в России сокращается с 2014 года, хотя темпы этого сокращения замедляются.
В июне 2021 года Росстат, подводя окончательные демографические итоги, сообщал, что естественная убыль в 2020 году составила 702 тыс. человек.
После Второй мировой войны демография России в составе СССР характеризовалась стабильным естественным приростом населения вплоть до конца 1980-х. Отчасти это объяснялось последствиями войны: те, кто должны были бы умирать естественной смертью в поздние советские годы, умерли «заранее», говорил известный российский демограф Анатолий Вишневский.
Увеличение миграционного притока
Статслужба не опубликовала отдельные данные по миграционной компоненте за 2021 год, но, исходя из приведенных показателей по сокращению численности, миграционный прирост (количество прибывших минус количество выбывших) в январе—декабре составил почти 350 тыс. человек. Это означает, что миграционный приток компенсировал естественную убыль примерно на треть.
Результаты переписи становятся фундаментом для оценки численности населения, а в промежутках между переписями численность постоянного населения пересчитывается исходя из данных системы ЗАГС о рождаемости/смертности и миграционного учета, объясняет РБК директор Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Данные о миграции Росстат получает из территориальных органов МВД, их надежность хуже, чем у данных по естественному движению населения. Если происходит ухудшение качества миграционного учета, это нарушает сбалансированность демографических расчетов, отмечает Денисенко. «Да, чем дальше от переписи, тем менее точные оценки. Но другого способа нет. Это стандартная мировая практика», — сказала РБК профессор, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина.
Исходя из предварительных данных Росстата, в 2021 году чистая международная миграция в Россию увеличилась в 3,3 раза — почти до 350 тыс. человек (по сравнению со 106,5 тыс. в 2020 году). Это произошло в результате увеличения числа прибывших в Россию, особенно из стран СНГ (Таджикистан, Киргизия, Армения и т.д.), и сокращения числа выбывших из страны.
По словам Денисенко, миграционный прирост мог увеличиться по двум причинам. Во-первых, были частично сняты ограничения на международные поездки, в том числе на въезд в Россию трудовых мигрантов. Во-вторых, мигрантам продлевали срок нахождения в России — соответственно, они из категории временных перешли в категорию постоянных, если их срок пребывания в России превысил девять месяцев. В противном случае такие мигранты должны были бы сняться с регистрационного учета, а значит, попасть в статистику выбывших (даже если бы они фактически оставались в России). Кратный рост сальдо прибывших и выбывших мигрантов вряд ли следствие глубоких социально-экономических причин, скорее это «адаптация административных правил к пандемии», указывает Калабихина.
Влияние пандемии на убыль населения
Высокий уровень убыли населения связан со «сверхсмертностью от COVID» — в виде прямых причин либо сопутствующих заболеваний, подчеркивает Калабихина. «COVID не шутка, не «грипп», потери довольно серьезные», — говорит она.
В ноябре 2021 года был обновлен рекорд смертности среди людей, которые были заражены COVID, — 87,5 тыс. человек, из которых 80,1 тыс. скончались непосредственно по причине коронавирусной инфекции. По словам Денисенко, пандемия коронавируса вносит 60–65% в естественную убыль, с учетом тенденций к снижению смертности, которые наблюдались до пандемии.
Научный сотрудник Университета Тюбингена Дмитрий Кобак, отслеживающий смертность во время пандемии в разных странах, оценил избыточную смертность в России с начала пандемии (апрель 2020-го — ноябрь 2021-го) в 989 тыс. человек — таково превышение смертности над доковидным пятилетним трендом. А общее количество умерших с коронавирусом (основная или сопутствующая причина, по классификации Росстата) за тот же период составило 625,9 тыс. человек. Даже если инфицированный человек, по официальному медицинскому свидетельству, умер не от COVID, заражение коронавирусом могло ускорить течение хронического заболевания. Кроме того, есть весомая категория граждан, которые вылечились от коронавируса, но спустя какое-то время скончались от того, что перенесенный COVID с определенным лагом повлиял на систему кровообращения, эндокринную систему и т.д. Об этой категории впервые заявила вице-премьер Татьяна Голикова в декабре 2020 года. Такие люди по определению не попадают в статистику ковидной смертности, но, предположительно, формируют часть «навеса» избыточной смертности.
Например, в 2020 году смертность от инфаркта миокарда в России выросла на 6% — до 39,7 человека на 100 тыс. жителей страны, хотя она планомерно снижалась ежегодно в 2012–2019 годах. Смертность от острого нарушения мозгового кровообращения в 2020 году увеличилась на 5% — до 92,4 человека на 100 тыс. населения, следует из данных Росстата.
Избыточная смертность и повышенная заболеваемость негативно влияют на экономику, говорилось в прошлогоднем исследовании АКРА. Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ прогнозировал в ноябре, что избыточная смертность в России в 2020–2021 годах составит почти 1 млн человек, а ежегодные потери ВВП в среднем за этот период будут равняться почти 0,1% ВВП. И АКРА, и Институт ВЭБа подчеркивали, что избыточная смертность («демографический след») будет оказывать долгосрочное негативное воздействие на российскую экономику.