Пока омикрон не успел показать «зубы». Большинство заражённых успевают выздороветь за неделю, испытав симптомы лёгкой простуды. Однако количество госпитализированных растёт за счёт высочайших показателей суточной заболеваемости.
Большинство заражённых успевают выздороветь за неделю, испытав симптомы лёгкой простуды. Фото: Pixabay.com
За время пандемии коронавирус успел существенно продвинуться по эволюционной лестнице. Крайний из штаммов, омикрон, показывает беспрецедентную скорость распространения. Попадая в организм, он делает человека заразным в первые же часы. Штамм не даёт поблажки ни привитым, ни детям – инфицирует всех при минимальной вирусной нагрузке.
Пока омикрон не успел показать «зубы». Большинство заражённых успевают выздороветь за неделю, испытав симптомы лёгкой простуды. Однако количество госпитализированных растёт за счёт высочайших показателей суточной заболеваемости. Особенно страдают дети, пожилые и обладатели хронических заболеваний. И всё острее становится вопрос: неужели защиты от инфекции нет? К счастью, «супериммунитет» существует.
Двойная защита
В конце декабря австрийские исследователи из Медицинского университета Инсбрука нашли условия, создающие надёжную защиту от заражения. Это комбинация перенесённого коронавируса с прививкой.
Под вниманием учёных находились образцы крови пациентов, переболевших дельтой. Приобретённые антитела в 6 из 7 случаев не узнавали омикрон из-за мутаций, и не создавали защиту от него.
«Супериммунными», по данным исследования, оказались образцы крови, владельцы которых успели пройти вакцинацию после выздоровления. Защита оказалась в четыре раза надёжнее, чем после сочетания курсов вакцин от AstraZeneca и Pfizer.
Обратный порядок, то есть прививка, а потом заражение, улучшали защиту только вдвое, по сравнению с курсами вакцинации.
На днях появились результаты ещё одной научной работы, теперь из Орегонского университета. Американская команда выяснила, что «супериммунитет» способен защитить не только от омикрона, но и от других штаммов. Условия формирования те же: выздоровление плюс введение вакцины.
Российский иммунолог Владимир Болибок по поводу исследований отметил, что ключевая роль для «супериммунитета» – у вакцинации. Когда её недостаточно, заражение омикроном заставляет организм вырабатывать разные антитела, чтобы подобрать верные «снаряды» для последующих столкновений с вирусом.
Загадка пандемии
На начало февраля существует больше 10 миллионов россиян, излеченных от коронавируса. У многих приближается срок ревакцинации, а значит, они смогут обзавестись «супериммунитетом» против омикрона. Ещё 10 миллионов прошли двойной курс прививок, став на шаг ближе к защите от заражения.
Насколько «супериммунитет» приблизит победу над коронавирусом, точно сказать нельзя. Создать условия, чтобы каждый мог переболеть, а затем привиться – невозможно. Другое дело, если каждый россиянин без противопоказаний посчитает своим долгом пройти вакцинацию и полугодовой бустер. Только так можно будет говорить о надёжной защите от омикрона в масштабах станы.
Директор Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения Ханс Клюге на днях назвал вакцинацию и ревакцинацию населения одним из условий взятия коронавируса под контроль.