Транспорт

Чем уникальны новые российские самолеты, которые придут на смену «кукурузнику»

Еще в 2019 году отечественные средства массовой информации начали писать о том, что российские власти активно ищут замену легендарному «кукурузнику». Поговаривают, что главным претендентом является самолет «Байкал».

Чем уникален новый российский самолет «Байкал», который придет на смену

Новый легкий самолет создадут в России на основе разрабатываемого ТВС-2ДТС («Байкал») для замены Ан-2 «кукурузник». Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Минпромторга.

«ТВС-2ДТС — экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. С учетом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы создается новый серийный самолет», — сообщили в Минпромторге.

Там не уточнили, кто станет разработчиком нового легкомоторного самолета. Изначально предполагалось, что Ан-2 заменит именно «Байкал», а не новый самолет на его базе. В министерстве добавили, что самолет создается для повышения транспортной доступности отдаленных регионов страны. Решение о массовом производстве может быть принято в сентябре.

Новый самолет с трудом может заменить легендарный «кукурузник». Ничего более совершенного, чем Ан-2, пока не создано, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

В России было несколько попыток создать замену Ан-2, однако они закончились неудачей. Сконструировать дешевый и практичный самолет вряд ли получится, считает экс-конструктор КБ «Сухой», кандидат технических наук Вадим Лукашевич:

«Можно создать новый самолет, более совершенный, с новым двигателем, с какими-то там удобствами, с новой электроникой и так далее. Невозможно создать настолько простой и неприхотливый самолет, который садится даже на любое поле. Соответственно, если мы говорим о «Байкале», а до этого были «Гжель», «Молния» там какая-то — ничего не получилось. Лучшее — враг хорошего. Какой будет новый — это еще большой вопрос. Но стопроцентно можно сказать, что он будет дороже, чем Ан-2. Уже в силу этого он будет проигрывать в доступности. Все-таки Олег Константинович Антонов — это был человек дьявольской технической интуиции. Не нужен дорогой самолет, а нужен вот такой вот полудеревянный, полуметаллический, из примитивных материалов, что называется, «пионеры могут собрать на станции юных техников». И оказалось, что он создал шедевр».

Почему ТВС-2ДТС из серийного превратился в экспериментальный

Самолет, который все последние годы преподносился как потенциально серийная модель для замены Ан-2 и активно участвовал в различных выставках и авиасалонах, внезапно превратился в экспериментальную машину. Ни для кого не секрет, что в решениях российского правительства бывает крайне трудно разобраться и, похоже, это именно тот случай. Самолет, который хотели серийно собирать в Улан-Удэ, вдруг перестал чем-то удовлетворять государство. Почему возник очередной сдвиг сроков запуска в серию и появился новый контракт на НИОКР общей стоимостью более миллиарда рублей, мы можем лишь предполагать.

Точно известно лишь то, что ТВС-2ДТС по своим летно-техническим характеристикам превосходил легендарный «Кукурузник». Так, крейсерская скорость машины выросла до 330 км/ч, перегоночная дальность до 4 500 км, а грузоподъемность до 3,5 тонны. К особенностям новосибирского самолета относили новое крыло, «стеклянную» кабину и новый фюзеляж. Изюминкой самолета должно было стать широкое использование композитных материалов. А использование современной авионики позволяло эксплуатировать самолет в любое время суток и делало его всепогодным.

Правда, здесь повторяется история с «Суперджетом», когда самолет является российским лишь на бумаге. На деле сердцем ТВС-2ДТС должен был стать американский многотопливный турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12UAN, развивающий мощность до 1100 л. с. и позволяющий самолету летать и на керосине, и на автомобильном бензине. Пятилопастной винт и комплекс авиационного оборудования также были разработаны американцами, производством винта занималась компания Hartzell Propeller Inc, а авионикой фирма Garmin.

Отдельно следует упомянуть композитные материалы, новый самолет планировалось сделать цельнокомпозитным. И тут опять не факт, что речь шла именно о российском композите. Как писала еще в 2018 году дальневосточная редакция РБК, от использования российского композита создатели самолета отказались по причине его большой стоимости.

В новейшей российской истории подобная схема организации производства не взлетела на примере самолета Sukhoi Superjet 100, от 55 до 80 процентов начинки которого в разные годы составляли иностранные комплектующие. Такая схема для самолета малой авиации чревата еще большими проблемами с поставкой запасных частей, ремонтом и техническим обслуживанием, а также выбором самих ремонтных заводов.

Отдельно можно отметить и историю с российским среднемагистральным лайнером МС-21, основной фишкой которого должно было стать композитное крыло. При этом старт серийного производства авиалайнера перенесли минимум на год по причине отказа США поставлять композитные материалы, виной стали американские санкции. Изначально производитель рассчитывал на композитные материалы американского и японского производства компаний Hexcel и Toray Industries соответственно.

Возможно, проект ТВС-2ДТС столкнулся с той же самой проблемой, что и его старший брат. При этом самолет изначально плохо вписывался в декларируемую российским правительством политику импортозамещения. Вероятно, именно большая доля иностранных комплектующих и материалов, а также увеличивающаяся стоимость самолета стала причиной того, что Минпромторг инициировал новый этап НИОКР по созданию легкого многоцелевого самолета. Скорее всего, новинка будет отличаться большим объемом отечественных узлов и агрегатов.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.