Большая часть санкций введена на жестко ограниченный срок — на три месяца. Предположим, что конфликт за этот срок урегулируется, санкции отменят, насколько откат может быть сильным, вернется ли все на круги своя? Такой вопрос «Правда-ТВ» задало экономисту, финансовому консультанту Максиму Кривелевичу.
По мнению эксперта, из двух действующих сил любой поведенческой экономики – жадности и страха — сейчас действует последняя. И страх заставляет воздерживаться от наиболее неприятных проявлений конкуренции, но как только страх уйдет, проявится жадность. И когда конфликт утихнет, будет идти борьба за то, чтобы отдельные санкции отменить, а отдельные продлить.
«Будет такая ситуация: «От этих санкций мы страдаем на рубль, вы страдаете на три рубля, давайте отменим, нам нашего рубля жалко. А от этих санкций мы страдаем на 15 копеек, а вы на 15 рублей, а давайте их еще немножечко подержим. Потому что нам очень хочется купить ваше сырье как можно дешевле». Поэтому на обратном пути столкнемся с массой неприятного и непорядочного поведения», — отметил Максим Кривелевич.
Экономист подчеркнул: чем дольше продлится конфликт, тем дольше будет кризис.
«Если конфликт разрешится в ближайшем будущем, последствия так или иначе будут нивелированы за первые 3-4 года после кризиса. Но если кризис затянется, то риски уже будут качественными. И вот тогда мы с вами действительно будем обсуждать, во что лучше инвестировать — в гречку в пакетиках или в гречку в мешках», — отметил он.
На текущий момент еще не произошло существенных изменений, есть жировой запас, но если конфликт затянется, разрушительный эффект на экономику будет чрезвычайно значительным, считает экономист.
«У экономики есть точка перегиба – как у тонкой проволоки, которая при сгибании определённое количество раз выглядит нетронутой, но если пережать, она просто ломается. Какая мера станет критической, неясно, так как проволока может быть на грани слома, но внешне этого не видно. Цифры всегда идут с опозданием: по отчетам мы всегда видим то, что было месяц назад», — подчеркнул Кривелевич.