Финансы

Будет ли дефолт в России до 31 марта 2022: что говорят эксперты и аналитики? Какие последствия в случае дефолта ждут россиян?

России предсказывают дефолт. В марте сразу несколько американских аналитических агентств понизили рейтинг страны до минимального. В Morgan Stanley & Co. предупредили, что дефолт может произойти уже в близжайшее время — когда нашей стране предстоит рассчитаться с «горячим» долгом.

Многие читатели тут же вспомнили ситуацию 1998 года, когда кризис застал врасплох миллионы российских семей.

Неспособность государства расплатиться по своим обязательствам может привести к дефолту. Грозит ли такая ситуация России и стоит ли населению опасаться — читайте ниже…

Аналитики прогнозируют России дефолт. Что это значит и чего ожидать каждому из нас

Последние дни ряд американских корпораций заявляют о том, что России грозит дефолт. Morgan Stanley & Co прогнозирует, что это может произойти после 15 апреля, Fitch присвоил России суверенный рейтинг С — «дефолт неизбежен», а Moodyʼs понизили суверенный рейтинг России до «преддефолтного».

Отсюда, может, у многих возникают ассоциации с дефолтом 1998 года, когда это повлекло за собой крах российской экономики. Что же происходит сейчас, действительно ли ситуации похожи? Разбираемся вместе с экспертами.

Случится ли дефолт в России до конца марта 2022 года: рассказывает экономист

Дефолт, если он случится, не скажется на жизни простых граждан, считает доктор экономических наук Алексей Зубец. Он объяснил возможные последствия для экономики в беседе с «Российской газетой».

Будет ли дефолт в России до 31 марта 2022: что говорят эксперты и аналитики? Какие последствия в случае дефолта ждут россиян?

 

Дефолт означает неспособность страны рассчитаться по своим долгам, включая облигации. Из-за заморозки части валютных активов Центробанк решил расплатиться с держателями ценных бумаг в рублях. Формально это не будет считаться дефолтом, однако западные государства могут расценить это как дефолт.

«Что касается населения, то вся эта ситуация никакого практического значения для него иметь не будет. Да, инфляция растет, но не из-за внешних обязательств России, а из-за нестабильности валютных курсов и спекулятивных амбиций некоторых производителей и продавцов. Поддаваться панике в такой ситуации не стоит. Скоро вся «пена» сойдет и начнется процесс стабилизации», — отметил Зубец.

Будет ли дефолт в России до 31 марта 2022 года: мнение эксперта

Новых последствий у возможного дефолта в России не будет, считает профессор из Чикагского университета, экономист Константин Сонин.

Он напомнил, что согласно ожиданиям рейтинговых агентств, дефолт должен произойти в предстоящую среду, когда Россия должна, но не сможет внести очередной платеж по своим долгам.

«Гражданам тут беспокоиться совершенно не о чем — никаких новых последствий у этого события не будет», — указал Сонин.

По его словам, все, что могло ухудшиться в результате дефолта, уже ухудшилось.

«Сейчас у „дефолта“ никакой опасности нет. Курс доллара уже резко вырос (да и не был ни к чему привязан), валютные вклады уже заморожены (и будут, я думаю, частично экспроприированы), инфляция уже прогнозируется ЦБ в 20%. То есть все плохие последствия дефолта уже на месте, новых не будет», — пишет экономист в соцсетях.

Он отмечает, что при других обстоятельствах отказ платить по долгам — формально, правительство собирается расплатиться рублями, но по контракту это тоже дефолт по обязательствам — мог бы привести к ухудшению инвестиционного климата, но ухудшиться, как замечает эксперт, инвестиционный климат уже не может.

Константин Сонин считает, что инвестиции могут начать поступать лишь после смены режима. Он не исключил, что инвестиции тех компаний, которые уже присутствуют в России, снова вернуться после вывода российских войск с территории Украины, но новые деньги и фирмы появятся только после кардинального изменения политических условий.

Минфин прокомментировал вероятность дефолта до 31 марта в России

Минфин предлагает инвесторам получать платежи по долгу России в рублях на спецсчета в российских банках. Вывести эти средства из России можно будет исключительно в результате конвертации с применением валюты из замороженных резервов. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24».

«Является ли это дефолтом или нет? Мы свои обязательства выполняем. Но те страны, которые, по сути, объявили нам дефолт, заморозив золотовалютные резервы, создают сложности с исполнением наших обязательств, – заявил министр финансов. – По сути, это дефолт со стороны западных стран, в которых хранятся наши резервы. Страны-эмитенты не выполнили свои обязательства перед Россией по расчетам в валютах. Это чистый дефолт, все признаки этого налицо».

Россия лишена доступа к почти половине своих золотовалютных резервов на сумму $300 млрд при общем объеме в $640 млрд. Международные рейтинговые агентства Moody’s, S&P и Fitch понизили суверенные кредитные рейтинги России до преддефолтного уровня. Fitch присвоило России самый низкий уровень рейтинга С в иностранной валюте.

На среду, 16 марта, назначено погашение очередного купона по суверенным еврооблигациям (купоны по выпускам с погашением в 2023 и 2043 гг. на $3 млрд и $1,5 млрд соответственно). Если платеж в валюте не пройдет, Россия будет вынуждена произвести оплату в рублях.

Минфин подготовил платежное поручение в иностранной валюте и отследит, исполнят ли его западные банки, где открыты счета РФ. Если поручение не будет исполнено, Минфин произведет выплату в рублевом эквиваленте на спецсчета в российских банках, пояснил Силуанов: «Мы через национальный расчетный депозитарий, открывая соответствующие счета, будем зачислять рублевые эквиваленты по официальному курсу ЦБ на день оплаты».

Экономист Сонин объяснил, почему в России нет смысла бояться дефолта

Новых последствий у возможного дефолта в России не будет, считает профессор из Чикагского университета, экономист Константин Сонин.

Он напомнил, что согласно ожиданиям рейтинговых агентств, дефолт должен произойти в предстоящую среду, когда Россия должна, но не сможет внести очередной платеж по своим долгам.

«Гражданам тут беспокоиться совершенно не о чем — никаких новых последствий у этого события не будет», — указал Сонин.

По его словам, все, что могло ухудшиться в результате дефолта, уже ухудшилось. «Сейчас у „дефолта“ никакой опасности нет. Курс доллара уже резко вырос (да и не был ни к чему привязан), валютные вклады уже заморожены (и будут, я думаю, частично экспроприированы), инфляция уже прогнозируется ЦБ в 20%. То есть все плохие последствия дефолта уже на месте, новых не будет», — пишет экономист в соцсетях.

Он отмечает, что при других обстоятельствах отказ платить по долгам — формально, правительство собирается расплатиться рублями, но по контракту это тоже дефолт по обязательствам — мог бы привести к ухудшению инвестиционного климата, но ухудшиться, как замечает эксперт, инвестиционный климат уже не может.

Константин Сонин считает, что инвестиции могут начать поступать лишь после смены режима. Он не исключил, что инвестиции тех компаний, которые уже присутствуют в России, снова вернуться после вывода российских войск с территории Украины, но новые деньги и фирмы появятся только после кардинального изменения политических условий. Источник

Возможность дефолта в России по менению граждан страны

Кукурузо Всемогущий

15 мар 2022 в 10:00

конечно не стоит! Чего переживать то! просто все ваши накопления превратятся в гнилую тыкву! Как в 98

До сих пор помню, как в 98 6500 р отложенные на компьютер превратились в пыль!

***

Тракторина Форточкина

15 мар 2022 в 10:38

при любых раскладах для простых россиян уже наступили очень непростые времена…

всем побольше добра, человечности и оставаться людьми.

***

Уралец (за здравый смысл)

15 мар 2022 в 09:36

уже в дефолте, сейчас, масло машинное в январе покупал за 1.800 сейчас такое 4 т. ну и далее все остальное сами видите

***

Гость

15 мар 2022 в 09:28

и так плавно обходится первопричина этого самого дефолта

Источник

 

Страшен ли для России возможный дефолт?

В понедельник, 14 марта, российский Минфин направил банку-корреспонденту (Citibank) платежное поручение о выплатах купонного дохода по облигациям внешних облигационных займов России со сроком погашения в 2023 году и 2043 году на $117,2 млн. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, если в среду, 16 марта, зарубежные банки из-за заморозки российских активов не смогут осуществить платеж, Минфин РФ подготовит новое, но уже рублевое платежное поручение.

Ситуация складывается неоднозначная, и в медиапространстве уже обсуждают вероятность наступления дефолта в России.

Finam.ru рассказывает, чем кризис 2022-го отличается от того, что возник в 1998 году, грозит ли России дефолт, и что это значит для россиян.

Чем нынешняя ситуация отличается от 1998 года?

В истории современной России самым тяжелым считается кризис 1998 года, когда РФ объявила дефолт, отказавшись от выполнения основных видов государственных долговых обязательств, и перестала поддерживать завышенный курс рубля к доллару.

Константин Сонин, российский экономист, профессор Чикагского университета и ВШЭ, обращает внимание, что слово «дефолт» привлекает внимание в России, потому что оно тесно связано с одним из самых травматичных эпизодов в новейшей истории России, в августе 1998 года.

По словам эксперта, тогда российское правительство одновременно объявило об отказе от «валютного коридора» — это была мера по борьбе с высокой инфляцией, работающая, но с тяжелыми побочными эффектами и, одновременно, об отказе платить по валютным и, неожиданно, рублевым обязательствам. Еле начавшееся восстановление после многолетнего кризиса прекратилось, инфляция скакнула вверх, курс доллара вырос в три раза, часть банков не смогла вернуть валютные вклады (они были возвращены в рублях позже, потеряв большую часть стоимости).

«И хотя в итоге всё оказалось к лучшему — президент и оппозиционный парламент сформировали компромиссное коалиционное правительство, подешевевший рубль помог, наконец, производству, цены на нефть стали расти после пикового спада и рост в 1999 году составил удивительные 6% (после восьми лет падения!) — запомнился «дефолт» как трагическое событие», — говорит Сонин.

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор ВШЭ, подчеркивает разницу между нынешней ситуацией и кризисом 1998-го: тогда денег не было, платить по долгам было нечем. Сейчас деньги для обслуживания долга есть, но в текущей ситуации Россия может просто «не захотеть» платить или не сможет сделать это технически, в случае, например, если иностранные инвесторы не примут рубли в качестве выплат.

Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор», обращает внимание, что ведущие рейтинговые агентства мира, S&P, Moody’s и Fitch, понизили рейтинг России до такого же уровня, каким он был в августе 1998-го. По мнению аналитика, страна с профицитным бюджетом, огромными резервами и мусорным рейтингом — нонсенс.

«Но рейтинговые агентства закладывают в оценку не то, что есть в моменте, а то, что будет. Резервы уже не огромные, а о профицитном бюджете в этом году можно забыть», — добавляет он.

России грозит технический дефолт

Несмотря на то, что деньги в России есть, эксперты признают высокую вероятность наступления в стране технического дефолта (заемщик не отказывается выплачивать долг, но нарушает условия договора).

Владимир Малиновский, начальник отдела анализа долгового рынка «Открытие Инвестиции», обращает внимание, что проспекты эмиссии по двум выпускам суверенных российских еврооблигаций, по которым 16 марта наступает срок уплаты купонов, не предусматривает платежей в иных валютах, нежели валюта займа (доллары США). Так что в случае, если 16 марта средства в долларах не поступят на счета держателей облигаций, вероятно, может быть объявлен технический дефолт, после которого у эмитента будет 30 дней, чтобы урегулировать обязательства.

«Если же и в течение этого периода ситуация не изменится, будет объявлен дефолт. Учитывая положения кросс-дефолта в других еврооблигациях России, инвесторы, скорее всего, получат возможность требовать их досрочного погашения (общим объем на 1 февраля 2022 года составлял эквивалент почти 39 млрд долларов США). В итоге, скорее всего, Россия либо не признает права держателей требовать досрочного погашения и продолжит осуществлять плановые выплаты в рублях, либо будет договариваться с ними, в крайнем случае стороны будут обсуждать обслуживание долга в суде», — говорит эксперт.

Алексей Ковалев, аналитик ФГ «Финам», подчеркивает, что, по определению, дефолт — неисполнение заемщиком своих долговых обязательств, как в части выплат процентов, так и при погашении основного долга, своевременно и в полном объеме в той валюте, которая указана в документах к выпуску долговых обязательств. Таким образом, вопрос состоит в том, повлечет ли дефолт конвертация валютных обязательств в рубли.

Министр финансов РФ Антон Силуанов так отвечает на этот вопрос: «Мы свои обязательства выполняем, но те страны, которые, по сути, нам объявили дефолт, заморозив золотовалютные резервы, создают сложности с исполнением наших обязательств. Поэтому с точки зрения Российской Федерации, мы свои обязательства выполняем. Вопрос списания этих средств с наших валютных счетов, которые находятся не в наших юрисдикциях и по которым было принято решение приостановки операций западными странами».

По мнению Ковалева, маловероятно, что международные суды признают правомерным даже в таких условиях односторонний отказ РФ от платежей по внешнему долгу, если нарушаются условия, прописанные в эмиссионных документах. Поэтому решение о расчете в рублях по валютному долгу может быть расценено ими как дефолт, если в эмиссионных документах данных еврооблигаций не была предусмотрена возможность выплат в рублях (это стало прописываться для выпусков, размещаемых с 2018 года).

«При этом 21 марта Минфину как раз предстоит выплатить купон именно по таким еврооблигациям — они содержат условие альтернативной выплаты в евро, британских фунтах и швейцарских франках, если платеж в долларах будет невозможен по не зависящим от России обстоятельств. Если выплаты станут невозможны ни в одной из этих западных валют, Россия выплатит в рублях (инвесторы, купив эти евробонды, согласились на такое условие). Отметим, что проспекты выпусков, по которым предстоят выплаты 16 марта, не содержат этой опции», — говорит аналитик.

По его словам, эмиссионные условия предполагают, что дефолт состоится, если держатели бумаг не получат средства в течение 30 дней. В случае невыплаты суд, в который обратятся иностранные кредиторы России, может официально признать дефолт правительства. В этом случае потенциально они смогут получить для удовлетворения своих требований доступ ко всем замороженным активам за пределами страны — в том числе, по-видимому, и к замороженным валютным резервам ЦБ РФ.

Исходя из данных на 30 июня 2021 года (последняя доступная дата), парализованными могли оказаться до $380 млрд финансовых активов Банка России. Нерезиденты на 1 января 2022 года владели примерно половиной ($20 млрд) всех российских еврооблигаций.

Иными словами, при таком сценарии иностранные кредиторы смогут вернуть вложенные деньги даже с учетом процентов.

Все самое страшное уже случилось?

В нынешних условиях если технический дефолт все же наступит, то он, вероятно, не станет сокрушительным ударом для российской экономики.

Евгений Коган считает, что дефолт технический и выборочный — это явно лучше обычного дефолта, но хорошего все равно ничего в этом нет.

«Как подготовиться? Иметь защитные активы. Валюту, может быть, золото. Не торопиться расплачиваться с кредитами. Подразумевается высокая инфляция. На некоторые импортные товары рост цен может быть в несколько раз. Их как раз может быть разумно купить сейчас, хотя цены уже могут быть высоки, как например, на автомобили», — говорит эксперт.

Константин Сонин полагает, что гражданам тут беспокоиться совершенно не о чем — никаких новых последствий у этого события не будет.

«Хорошие новости: всё, что могло ухудшиться в результате дефолта, уже ухудшилось. Сейчас у «дефолта» никакой опасности нет. Курс доллара уже резко вырос (да и не был ни к чему привязан), валютные вклады уже заморожены (и будут, я думаю, частично экспроприированы), инфляция уже прогнозируется ЦБ в 20%. То есть все плохие последствия дефолта уже на месте, новых не будет. При других обстоятельствах отказ платить по долгам (формально правительство собирается расплатиться рублями, но по контракту это тоже дефолт по обязательствам) мог бы привести к «ухудшению инвестиционного климата», но ухудшиться инвестиционный климат уже не может», — говорит экономист.

Алексей Ковалев среди минусов дефолта видит «токсичность» российских активов.

«Одним из последствий потенциального дефолта станут более высокие ставки на заимствования в иностранных валютах для Минфина и российских компаний на ближайшие годы. Кроме того, глобальные инвесторы будут продолжать держаться в стороне от российских активов — Россия останется «токсичной» для мировых потоков капитала», — полагает эксперт.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.