Собственник квартиры в многоквартирном жилом доме далеко не все должен менять за счет собственных средств. По мере выхода из строя, некоторое имущество собственнику квартиры должны заменить бесплатно. Разберемся что именно.
Замену, ремонт общих стояков осуществляет управляющая компания
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что к общедомовому имуществу относятся:
Внутридомовые системы отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, состоящие из стояков и ответвлений от них до первого отключающего устройства, а также самих отключающих устройств
Из чего следует, что трубы общих стояков, проходящие через любую квартиру в многоквартирном доме, не являются частью имущества собственника квартиры, а составляют общедомовое имущество. Соответственно собственник не отвечает за их исправность и не должен их ремонтировать.
Замену труб стояков или текущий ремонт должна проводить своими силами и за счет собственных средств управляющая компания, отвечающая за содержание общедомового имущества.
Неисправные вентили на трубах должна заменить управляющая компания
Вентили (первые отключающие устройства), которые являются границей между общедомовым имуществом и имуществом собственника, исходя из позиции ВС РФ, также составляют общедомовое имущество.
Соответственно, их ремонт или замену производит управляющая компания. Эта правовая позиция изложена в Определении ВС РФ № 93-КГ 16-2.
Замену полотенцесушителей, радиаторов отопления должна производить управляющая компания
Радиатор и полотенцесушитель признаются частью общедомового имущества, если они не могут быть отключены от общей трубы, то есть не имеют отключающих устройств. Такая позиция подтверждена обширной судебной практикой и нормативными актами Минстроя России (например, Определение ВС РФ по делу № ГКПИ 09-725 или Письмо Минстроя России 9506-АЧ/04).
Тем не менее, на практике управляющие компании отказываются менять неисправный радиатор или полотенцесушитель и жильцам многоквартирных домов приходится делать это самостоятельно, за счет собственных средств).
Вышедшие из строя счетчики электроэнергии обслуживает, устанавливает, ремонтирует энергосбыт
В Законе от 27.12.18 №522-ФЗ, а также Постановлении Правительства РФ от 29.06.20 г. № 950 сказано, что с июля 2020 года энергосбытовые организации ответственны за установку, обслуживание и ремонт счетчиков электроэнергии.
Даже, если электросчетчик был установлен ранее, но вышел из строя после этой даты, его замену должна производить энергосбытовая организация.
В случае выхода из строя счетчика электроэнергии следует обратиться с письменным заявлением в энергосбытовую организацию по месту жительства.
Энергосбытовая организация должна произвести замену неисправного счетчика электроэнергии не позднее шести месяцев с момента поступления заявки от вас.
Что делать, если управляющая организация отказывается производить замену или ремонт общедомового имущества?
Предлагаю следующий алгоритм действий:
1) Обязательно обращаемся в УК письменным заявлением (претензией) произвести замену вышедшего из строя общедомового имущества (вентиля, радиатора отопления, полотенцесушителя и т.п.);
2) Получив отказ (в письменном виде), направляем жалобу в жилищную инспекцию или сразу в суд;
3) Не забываем про моральный вред. В этой ситуации его тоже можно взыскать.
4) Если из-за неисправности общедомового имущества вам или иным жильцам многоквартирного дома был причинен имущественный ущерб, вы вправе взыскать размер ущерба с управляющей компании, т.к. за содержание и исправность этого имущества отвечает она.
В случае со счетчиками электроэнергии можно применять аналогичную последовательность действий, только претензию направляем в энергосбытовую организацию по месту жительства.
Источники: ГК РФ, Закон от 27.12.18 №522-ФЗ, Письмо Минстроя России 9506-АЧ/04, Постановление Правительства РФ от 29.06.20 г. № 950,