Пока с голубых экранов российским телезрителям рассказывают про скорый развал экономики западных стран, реальные проблемы незаметно назревают именно в России.
Уже в ближайшие месяцы, то есть с середины лета каждый из нас с большой долей вероятности почувствует на себе влияние всех многочисленных экономических санкций, которые были введены против нашей страны Западом.
Пока введенные запреты и ограничения сказались лишь на финансовом рынке, но вскоре они начнут распространяться на всю экономику страны, а значит сказываться на наших с вами доходах, пенсиях, сбережениях, уровне нашей жизни и благосостоянии.
И об этом уже открыто предупреждает сама глава ЦБ Эльвира Сахипзадовна Набиулина.
Оглавление:
Запасы заканчиваются. «Экономика вступает в непростой период структурных изменений»
Вчера в Госдуме выступила глава ЦБ Эльвира Набиулина (https://tass.ru/ekonomika/14400383). В своем выступлении глава Центробанка отметила, что санкции, введенные против нашей страны, пока еще не отразились на самой экономике России. Они лишь негативно сказались на финансовом рынке, в частности способствовали резкому ослаблению рубля.
Надо отдать должное ЦБ, ему удалось справиться с резким обвалом рубля, хоть и нестандартными способами, установив «ручное» валютное регулирование. В связи с этим был установлен искусственный курс (подробнее я писала об этом здесь).
По мнению Набиулиной, экономика не почувствовала влияние санкций сразу же после их введения лишь по одной простой причине – у нас имелись запасы.
Но все запасы имеют свойство заканчиваться. После их истощения мы уже увидим переход экономического кризиса с рынка финансов на реальную экономику. Само слово «кризис» глава ЦБ произнести вслух не решилась, а завуалировала его выражением «непростой период структурных изменений, связанных с санкциями «.
В чем же проблемы российской экономики?
По мнению Набиулиной, основные проблемы российской экономики связаны, прежде всего, с уходом многих западных компаний с российского рынка, нарушением логистических цепочек, а так же нарастающей вероятностью ограничения экспорта.
Действительно, в рамках последних пакетов санкций, был, например, наложен запрет на импорт угля из России, а сейчас серьезно рассматривается вопрос о введении нефтегазового эмбарго. Поэтому опасения главы ЦБ насчет экспорта вполне понятны.
Так же Набиулина признает, что в связи с тем, что «значительное число товаров производится с той или долей импортных составляющих», то сейчас почти всем российским производителям придется адаптироваться к новым экономическим реалиям. Не только искать новых партнёров, со стороны поставщиков, но и в связи с ограничением поставок в другие страны, искать их так же и со стороны покупателей, а в связи с разрывом всех логистических цепочек, по-новому налаживать всю транспортную логистику.
Кроме того, как считает Набиулина, некоторым крупным предприятиям придется «переходить на выпуск продукции предыдущих поколений», то есть ровно в противоположную сторону двигаться от технического прогресса.
«Цены вырастут еще больше, но снижать инфляцию мы не будем»
Глава ЦБ, описывая трудности в экономике страны, приходит в своей речи к вполне логичному выводу – никаких предпосылок к стабилизации ситуации с ростом цен в России нет, кроме того, инфляция даже может ускориться.
Однако Набуилина считает, что ЦБ не должен никакими мерами пытаться замедлить этот процесс, то есть хоть как-то повлиять на цены в России, так как, по ее мнению, это «помешало бы адаптироваться бизнесу» (https://tass.ru/ekonomika/14400383)
Динамика инфляции, по мнению Эльвиры Сахипзадовны, будет зависеть от того, как быстро наша экономика сможет перестроиться. При этом рост цен по ее мнению «не должен быть неконтролируемым и обесценивающим сбережения и доходы граждан».
Насчет последнего высказывания главы ЦБ, я бы конечно, поспорила. В связи с тем, что адаптация экономики к новым условиям уже сопряжена с потерей многими россиянами работы и снижением доходов значительного количества работающих граждан, бешеный рост цен, безусловно, самым прямым образом отразится на их уровне жизни и благосостоянии. А те, у кого ранее имелись хоть какие-то сбережения, с большой долей вероятности после окончания этого кризиса, обнаружат, что их «загашник» заметно оскудел или вовсе растворился в волнах инфляции и роста цен.