Про телетанк
Блэксаентисты старшего поколения такие сейчас: «Телетайп? Че…?». Нет, не телетайп (и блэксаентисты помоложе сейчас такие: «Вы о чем вообще, динозавры?»).
Речь про телетанк. Не тот, который по телевизору в кино. Не цистерна телевизоров, как может подумать знаток, знакомый с этимологией названия гусеничной бронированной боевой машины. А управляемый дистанционно самый настоящий танк.
Сейчас в армиях мира наблюдается повышенный интерес к самым разным беспилотникам. В России уже даже есть полноценное подразделение боевых гусеничных роботов «Уран». Такой способен вполне «осмысленно», хоть и в ограниченном объёме, действовать самостоятельно. Но в штатном порядке им всё-таки управляет удалённый оператор.
Всё (почти) новое и высокотехнологичное — это давно забытое старое. Есть ещё «правило», что после первой успешной попытки сделать что-либо, должно пройти лет 100, чтобы повторить. Так было с кругосветными путешествиями, судя по всему так будет с людьми на Луне. Так и с танками.
Уже в 20-х годах 20-го века в Союзе стали экспериментировать с удалённым управлением танками. Справедливости ради, в самом конце 20-х, но не держать же пост по сусекам ещё десятилетие.
По итогам конструкторских работ в начале 1930 года на особо подготовленном Т-18, который, в свою очередь, создан был «по мотивам» Renault FT-17 и Fiat 3000, близ Ленинграда некий советский военнослужащий впервые в истории поиграл в «Мир танков». Только не на компьютере.
9 лет спустя телетанки на базе Т-26 (будем далее звать эти машины ТТ, тем более их и тогда так называли вполне официально) уже даже участвовали в прорыве финской линии Маннергейма. Но слабое бронирование лёгких танков не позволяло их успешно использовать в штурмах укреплений.
Опыты и реально применение показали, что дистанционное управление работало терпимо. Хоть и на расстояниях в полкилометра, однако в тех условиях этого было достаточно. Претензии к ТТ были другого рода. Например, поскольку сами машины были относительно лёгкими, но высокими, то кочки и ухабы на потенциальных полях боёв просто-напросто разворачивали машины, не давая долго и стабильно ездить по прямой.
А ставить аппаратуру дистанционного управления на более тяжёлый танк, видимо, было экономически не выгодно.
P.S. Теперь, блэксаентисты с тонкой душевной организацией, приготовьтесь и читайте дальше только на свой страх и риск.
Гипотеза, почему тогда телетанки не пригодились.
Ещё сто лет назад жизни рядовых и младшего командного состава ценились меньше передовой на тот момент аппаратуры. Время было такое, и это стоит принять. Значит, дистанционное управление нужно было вовсе не для снижения потерь личного состава танковых подразделений. А для выполнения задач, заведомо невыполнимых для биологических танкистов. Следим за руками дальше.
Больше всего телетанков в итоге стали огнемётными. Огнеметанием в армии занимаются подразделения химической защиты. Бойцы эти, в первую очередь, подготовлены к обороне, но в случае чего настроены и на симметричную месть, если вы понимаете, о чём речь.
Во Вторую мировую, при всех зверствах нацистов и фашистов, оружие массового поражения применили только США, и не химическое, а сразу ядерное. Но Союз заранее готовился к худшим вариантам, в том числе, к масштабной химической в**е прямо на фронтах, как бывало в Первую мировую.
Телетанки, вероятно, для этого и тестировались. Чтобы в случае ещё более плохого сценария, чем в реальности случилось, наладить производство уже проверенных и отработанных дистанционных бронированных машин для локального распыления отравляющих веществ.
К чему весь этот не очень мирный разговор? К тому, что ядерный паритет ограждает нас, в том числе, и от необходимости размышлять о методах ведения запрещенной в**ы ядов. А как этот паритет в мире появился — в этом видео ниже. Самое время посмотреть.
В качестве иллюстрации — огнеметный Т-26. Возможно, что и конкретно радиоуправляемый.