Харлан Ульман: «Когда Путин решил начать операцию на Украине, неясно. Но с его точки зрения, у него не было выбора. Украина была жизненно важным интересом России, который в случае необходимости можно было решить военным путем. Запад этого не понял».
Владимир Путин выступает на Мюнхенской конференции в 2007 году
Фото: © Дмитрий Астахов/ТАСС
Западный мир недооценил посылы Мюнхенской речь Владимира Путина, считает доктор философии, старший советник Атлантического совета в Вашингтоне Харлан Ульман, чью колонку публикует издание The Hill. Он анализирует некоторые просчет США в отношении к России за последние 22 года из политики, которые привели к обратным результатам.
— Ничто не оправдывает военную операцию. Но краткий обзор американо-российских отношений подчеркивает силу непредвиденных последствий, — пишет автор.
Владимир Путин стал исполняющим обязанности президента России в первый день нового 2000 года, в том же году, когда Джордж Буш-младший стал 43-м президентом Америки.
По мнению автора, уже тогда даже когда обе страны ладили, администрация Байдена была одержима Ираном. Все внимание Пентагона отдавалось противоракетной обороне и космосе.
— Одним из последствий этого стало то, что Буш объявил о намерении Америки выйти из Договора по противоракетной обороне 1974 года, который занимал центральное место в стратегических отношениях между США и СССР. Отмена договора не была воспринята Москвой положительно, особенно учитывая огромное военно-техническое превосходство, которое, по мнению Кремля, имел Вашингтон после войны в Персидском заливе 1991 года. Это было до 9-11, — пишет автор.
Вторым просчетом стал Афганистан. Когда Америка вмешалась в дела Афганистана в конце 2001 года.
При этом президент России, ссылаясь на свое неудачный опыт, советовал США не вмешиваться в Афганистан. Далее в 2003 году Путин настоятельно советовал Бушу не вторгаться в Ирак.
— И продолжающееся расширение НАТО стало нервировать Россию. Несколько президентов США преуменьшали или игнорировали серьезность этой проблемы для России, — пишет Харлан Ульман.
И вот в 207 году США и Европа недооценили важность речь Путина в Мюнхене.
-На Мюнхенской конференции по безопасности Путин обрушил гневную критику на США как на «единую державу» и на расширение НАТО. Участники были шокированы интенсивностью нападок Путина, но в целом отвергли их, — резюмирует он.
По словам автора, это была ошибка. Было ясно, что Путин считал, что его не уважают и маргинализируют в США и НАТО, что усугубляло его растущее негодование по поводу покровительственного обращения, которое, как он считал, оказывают России.
И вот саммит НАТО 2008 года в Бухаресте, возможно, стал поворотным моментом. Грузия и Украина подали заявки на ПДЧ НАТО — План действий по членству, дорожную карту для полноправного членства. Тогда это решение заблокировали Франция и Германия, MAP был отклонен. При этом Буш дал понять, что когда-нибудь Грузия и Украина присоединиться к альянсу. Это «обещание» было включено в итоговый отчет саммита, чтобы не обидеть американского президента.
-Путин был возмущен и сказал Бушу, что «этого не будет», повторив реакцию Джорджа Буша-старшего на вторжение Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году. Буш проигнорировал это предупреждение, — заключает автор.
Далее был конфликт с Грузией, после которого по техническим вопросам границы она не могла стать членом НАТО. Потом был Крым.
Трамп пытался улучшить отношения с Россией, но его прозвали в США идиотом. И далее администрация Обамы нацелилась на Россию как на одного из пяти потенциальных противников, которых нужно «сдержать и, если начнется война, победить».
И как предполагает автор, вывод американских войск из Афганистана в 2021 году, «убедил Путина в том, что он может предпринять смелые действия на Украине без особого риска». Россия впоследствии направила требования США, НАТО и ЕС, призывая к новой системе европейской безопасности -отступление НАТО на Запади и отказ Украины в членстве в НАТО. Каждый был отклонен.
Но США все это проигнорировали, предложив переговоры о стратегической стабильности и контроле над вооружениями.
— Когда Путин решил начать операцию на Украине, неясно. Но с его точки зрения, у него не было выбора. Украина была жизненно важным интересом России, который в случае необходимости можно было решить военным путем. Запад этого не понял.
Поэтому США не учли многие сигналы, которые были все эти годы. И этот урок забывать нельзя.