После продолжительных каникул школьники выходя на учёбу часто обсуждают между собой кто чем занимался. «Гуляли, смотрели аниме и читали мангу», — такой ответ сейчас говорит практически каждый подросток. При этом многие взрослые понятие не имеют, что это такое. Чтобы восполнить этот пробел знаний предлагаем вам ознакомиться с нашим материалом, в котором мы расскажем что это и чем оно интересно.
Японская манга — что это такое
Манга – это японский комикс. Очень часто именно такое определение можно услышать в ответ на вопрос «что такое манга?». Объяснение ёмкое и понятное, но, к сожалению, поверхностное. На самом деле манга – нечто гораздо большее, недаром это единственный вид комиксов, имеющий собственное название, известное во всем мире.
Манга – это первоисточник, прародитель аниме. По сути, без нее и аниме не существовало бы, ведь только самые популярные японские комиксы в дальнейшем мультиплицируются и оживают. Поэтому правильно сказать, что манга – это японские комиксы, а аниме – уже анимация.
История японской манги
Согласно Марку МакУильямсу, первый японский комикс появился еще в XII веке. Его автор – буддийский монах Тоба Сёдзо, нарисовавший четыре свитка, называемых тёдзюгига – «веселые картинки из жизни животных». Свитки – национальное достояние Японии и хранятся в музеях Токио и Киото. Позже, в середине XVII века, обрели популярность два новых направления в искусстве – оцу-э и укиё-э. Оцу-э – народное творчество, картинки, чаще всего изображающие простенькие сатирические сюжеты, снабженные поясняющими подписями. Укиё-э – всем известные гравюры, на которых можно было увидеть чудовищ, борцов сумо или прекрасных гейш. Со временем подобными картинками начали оформлять рассказы, называя их «эхон» – «книга картинок». Уже совсем скоро – в 1798 году – впервые появился термин «манга».
Чем интересна для читателей манга
Интересные, захватывающие события, разворачивающиеся на страницах манги, стали настоящим прибежищем для многих полностью нереализованных в кино жанров: научной фантастики, мистики и других.
Интересно, что манге доступны кинематографические приемы за меньшие деньги: прорисовка действия с разных ракурсов, крупные, средние планы, детализация, демонстрирование движения поэтапно, визуальность. Следует также отметить характерную для героев манга передачу эмоций. Она масштабна, гротескна, но никогда не излишня. Сами японцы в жизни плохо пользуются мимической передачей чувств, они просто говорят:
«Мне грустно, весело».
Но персонажи манга и аниме – это полная противоположность своих создателей. Передача эмоций сосредоточена и реализуется через позы, костюмы, танцы, слова, через все, что окружает персонажа.
Просматривая японские комиксы, можно встретить искры, вырывающиеся из глаз, вихрь над головой. Европейским читателям такое обозначение иногда не до конца понятно, зато читатели из Страны восходящего солнца прекрасно знают этот «язык». Ведь основные шаблоны эмоций персонажей разработал еще О. Тэдзука.
Считается, что чем больше переживает герой, тем более схематичным становится его изображение, тем сильнее изменяется его внешний вид от реалистичного до гротескного. Европейских почитателей притягивает именно эта трансформация: она придает динамичность, легкость и выразительность манга. Что такое необычное есть в символическом языке японских комиксов? Очень часто конкретные обозначения, известные даже маленькому японцу, будут в новинку для неподготовленного читателя, а поэтому будут непонятны. Например, традиционным проявлением гнева на страницах манга является крестовая морщина на лбу, а поток крови из носа героя – знак похоти и вожделения, обморок – это ни страх, ни проявление слабого здоровья, а знак удивления.
Исходя из этого, прежде чем заняться изучением полос манга, стоит сначала изучить ее «условный язык», а он, кстати говоря, ничем не легче, чем японские иероглифы.