Многие современники знают, что история освоения космоса человеком изобилует разными легендами и мифами. Все эти рассказы способны вызвать, одновременно, ужас и восхищение. Среди них и история советской женщины-космонавта, которая 17 мая 1961 года сгорела на орбите.
История космической катастрофы 17 мая 1961 года, когда сгорела заживо советская женщина-космонавт
На заре космонавтики все проекты осуществлялись в обстановке строжайшей секретности. Это породило множество слухов и домыслов, не подкрепленных никакими доказательствами. Передаваясь из уст в уста, «секретные сведения» о происшествиях на орбите обрастали новыми яркими подробностями, заставляли слушателей внимать рассказчику с восхищением и ужасом. Одна из таких легенд пошла от братьев-итальянцев Ахилла и Джованни Баттиста Джудика-Кордилья.
Они заверяли, что 17 мая 1961 года, то есть вскоре после полета Юрия Гагарина, они якобы записали переговоры женщины-космонавта с Центром управления полетами. Она говорила по-русски, но с ужасным акцентом, к тому же речь забивалась сильными помехами в эфире, поэтому разобрать слова было очень сложно.
«Пять… четыре… три… два… один… Слушайте!.. Слушайте!.. Раз-раз-раз! Говорите!.. Говорите!.. Мне жарко!.. Мне жарко!.. Что?.. Пятьдесят пять?.. Что?.. Пятьдесят пять?.. Пятьдесят?.. Да… Да… Да… Дыхание… Дыхание… Кислород… Мне жарко… Это не опасно?.. Всё… Это не опасно?.. Всё… Что?.. Говорите!.. Как я должна передать?.. Да… Да… Да… Что?.. Наша передача будет сейчас… Мне жарко… Мне жарко… Мне жарко… Я вижу пламя!.. Что?.. Я вижу пламя!.. Я вижу пламя!..Мне жарко… Мне жарко… Тридцать два… Тридцать два… Сорок один… Сорок один.,.У нас авария… Да… Да… Мне жарко!..»
Передавая магнитофонную пленку с этой записью газетчикам, братья заявили, что абсолютно уверены в том, что радиосообщение шло с околоземной орбиты. По их предположению, советский космический корабль потерял теплозащитный щит и постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы.
Европейские СМИ дружно принялись смаковать эту сенсацию, в красках описывая агонию женщины, заживо поджаривающейся в тесной кабине космического корабля. К тому же примерно в то же время, что и итальянцы, неизвестные сигналы поймал британский радиотелескоп Jodrell Bank. А 23 мая 1961 года агентство ТАСС сообщило, что в плотных слоях атмосферы сгорел огромный автоматический спутник. В какой-то английской газете предположили, что это была автоматическая межпланетная станция «Венера-1», связь с которой якобы потеряли вскоре после старта. Но эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку запуск «Венеры-1» был осуществлен еще 12 февраля 1961 года, а 19 мая она прошла в 100 тысячах километров от Венеры и вышла на солнечную орбиту. Так что находиться в околоземном пространстве и сгорать в атмосфере этот космический аппарат никак не мог. И потому главенствующее положение заняла версия о страшной гибели советской женщины-космонавта.
Запись, сделанная итальянскими радиолюбителями, дожила до наших дней и до сих пор гуляет по Интернету. Официальные лица никогда ее не комментировали. Но напрашивается вопрос: а существовала ли эта «космонавт Людмила» или же это утка, придуманная братьями для собственного пиара? Правдивый ответ по-прежнему неизвестен.
Три трагических катастрофы советской космической программы
Несмотря на бесспорные успехи советской космической программы, были и неудачи. Освоение космоса дорого обошлось Советскому Союзу как в живой силе, так и в материалах. Вот три из худших катастроф, пережитых советской космической программой, которые подчеркивают опасность освоения космоса.
Союз
В самом начале 1960-е годы космическая гонка между двумя сверхдержавами стала более интенсивной, но Советский Союз явно был лидером. Однако после первых успехов с запуском Спутника и отправкой первого человека в открытый космос Советский Союз стал отставать. США наращивали свою космическую программу, и советское руководство нуждалось в новых достижениях, чтобы противостоять американцам.
В этом контексте Москва возлагала большие надежды на новый космический корабль «Союз», пришедший на смену космическим кораблям «Восток», выведшим Юрия Гагарина на орбиту в 1961 году. «Союз» был разработан в рамках советской программы по достижению Луны.
Хотя к 1967 году новый космический корабль все еще не был полностью готов, руководство страны не хотело больше ждать.
В апреле того же года был запланирован первый запуск корабля, а также первая в истории космическая связь с другим кораблем- «Союз-2», который должен был быть запущен в ближайшее время впоследствии . Согласно планам, два члена команды должны были перевестись на Союз 1, а потом вернуться на Землю.
Несмотря на то, что «Союз-1» все еще оставался непроверенным проектом, запуск ракеты состоялся. На борту находился опытный космонавт, 37-летний полковник Владимир Комаров. Однако когда «Союз» достиг своей орбиты, начались проблемы. Запуск «Союза-2» был отменен, и «Союз-1» должен был вернуться на Землю.
Навигационная система вышла из строя, и Комарову пришлось управлять судном вручную. Ему удалось начать спуск по правильной траектории, и когда все думали, что худшее уже позади, основной парашют, который должен был замедлить падение капсулы, не раскрылся. Комаров скончался от полученных травм.
«Мы обнаружили тело Комарова через час после того, как начали разбирать завалы. Сначала было трудно различить, где у него голова, руки и ноги. Судя по всему, Комаров погиб, когда судно ударилось о землю, и огонь превратил его тело в мелкие кусочки размером 30 на 80 сантиметров”, — написал один из чиновников, отвечавших за спасательную операцию.
До сих пор точно неизвестно, почему парашют не раскрылся. Смерть Комарова стала первым летальным исходом космического полета.
Союз-11
Вторая катастрофа в 1971 году унесла жизни трех советских космонавтов — Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева – кто был первым человеком, который вошел в первую в мире космическую станцию «Салют-1».
Космонавты прибыли на космическую станцию 7 июня 1971 года и пробыли там до 30 июня. Миссия должна была продлиться дольше, но вспыхнул пожар, и они ушли раньше, чем планировали.
Поначалу возвращение «Союза-11» прошло хорошо, и проблем с парашютами не было. Однако, когда спасательная миссия обнаружила капсулу после приземления, ответа изнутри не последовало. Когда спасатели взломали люк, “они обнаружили всех троих мужчин … неподвижными, с темно-синими пятнами на лицах и следами крови из носа и ушей …
«Добровольский был еще теплым”, — вспоминал Керим Керимов, председатель Государственной комиссии, проводившей расследование инцидента. Спасатели делали искусственное дыхание космонавтам, но они уже были мертвы. Вскрытие показало, что причиной смерти стала декомпрессия капсулы и последующая асфиксия.
Причиной трагедии стала проблема с дыхательным вентиляционным клапаном, который открылся в капсуле на высоте 168 километров. Через несколько секунд давление в спускаемой капсуле было потеряно. По положению тел следователи пришли к выводу, что до самого последнего момента мужчины пытались остановить утечку кислорода из капсулы, но не успели.
Из-за трагедии потребовалось 27 месяцев, чтобы запустить очередной корабль «Союз», конструкция которого была изменена, сократив экипаж до двух человек, потому что три человека не могли поместиться в скафандры. С тех пор космонавты носили их во время повторного входа, чтобы не повторить страшную судьбу «Союза-11», что позволило бы им выжить в случае декомпрессии.
Трагедия на космодроме Плесецк
Эта трагедия привела к худшему числу жертв: десятки людей погибли в результате взрыва на космодроме Плесецк на севере России. Запуск был запланирован на 18 марта 1980 года от ракеты «Восток-2М», на борту которой находился военный спутник-шпион. Ракета считалась чрезвычайно надежной, и этот класс ракет зарегистрировал только один инцидент за 16 лет, и с 1970 года не было абсолютно никаких проблем.
Перед стартом ракету проверили и никаких дефектов не обнаружили. Однако во время заправки вспыхнул пожар и стали гореть тонны топлива. К счастью, рабочим на стартовой площадке удалось убрать бензовозы с площади, иначе трагедия была бы еще страшнее.
Чиновники заявили, что в пожаре погибли 44 человека, а четверо пострадали Еще позже они скончались от полученных травм. Государственная комиссия обвинила тех, кто отвечал за заправку топливом, но 16 лет спустя независимая комиссия оправдала их, заявив, что истинной причиной пожара были материалы, использованные в заправка топливом Фильтры.