Рубль продолжает укрепляться по отношению к доллару, достигая минимальных значений с начала 2020 года. Во вторник, 17 мая, доллар стоил почти 64 Р. По итогам такого укрепления к доллару рубль был признан лучшей валютой 2022 года по версии Bloomberg.
Оглавление:
Как сейчас определяется курс
По прогнозам ЦБ, ВВП в этом году упадет примерно на 10%. Есть широко распространенный тезис, что раз падает экономика, то должен падать и рубль, потому что растет спрос на валюту как средство накопления. Но этот тезис ошибочен — сейчас все наоборот.
До 24 февраля курс рубля к доллару был плавающим и определялся балансом спроса и предложения. Оценить спрос и предложение на национальную валюту и доллар можно на основе платежного баланса страны, который состоит из двух частей.
Первая — текущий счет, который отражает внешнеторговый баланс, то есть экспорт, импорт товаров и услуг и инвестиционные доходы — выплату процентов и дивидендов. Например, если экспорт превышает импорт, значит, предложение долларов растет и курс рубля по отношению к доллару укрепляется.
Вторая часть — это финансовый счет, то есть все финансовые операции, связанные с кредитованием, размещением облигаций на внешнем рынке, покупкой валюты. Например, россияне ехали в отпуск и покупали доллары, компания продавала бизнес в России и переводила вырученные рубли в доллары — все это создавало спрос на доллары, ослабляя национальную валюту.
Грубо говоря, избыток валюты и давление в сторону укрепления рубля компенсировались спросом на валюту по финансовому счету, включая покупку валюты Минфином. И мы получали тот курс, который у нас был.
Раньше основной объем операций по финансовому счету приходился на страны, признанные недружественными. После того как резервы ЦБ были заморожены, все операции по финансовому счету для таких нерезидентов запретили, а для населения ввели ограничения.
На курс рубля теперь влияет во многом только одна часть платежного баланса — текущий счет, который отражает экспорт и импорт. Причем ключевую роль сейчас играет именно торговля товарами, поскольку многие услуги недоступны — тот же туризм, авиаперелеты, услуги для бизнеса. Баланс в услугах обычно был отрицательным, то есть мы видели чистый спрос на валюту. Поэтому эти ограничения сейчас тоже укрепляют рубль.
За январь — апрель профицит текущего счета, то есть перевес экспорта, составил 96 млрд долларов, из которых почти 38 млрд — только в апреле. Простыми словами, выросло предложение долларов, которые поступают в страну и затем продаются.
По факту количество экспорта могло немного упасть, но цена на энергоносители выросла. Поэтому за меньшее количество поставок Россия все равно зарабатывает больше. То же самое наблюдается с удобрениями и цветными металлами. Это компенсирует снижение несырьевого экспорта и экспорта услуг.
Импорт же упал на десятки процентов: какие-то компании ушли с рынка, какие-то остановили поставки из-за санкций. Например, нам не поставляют полупроводники, высокотехнологичное оборудование.
Российский бизнес, который сильно зависел от поставок сырья, комплектующих, станков, услуг из Европы, сейчас не может быстро перенастроить цепочки своих поставок и пытается найти альтернативных поставщиков в Китае, Турции, на Ближнем Востоке. На это уйдет время. То есть спрос на валюту, чтобы оплатить импорт, резко сократился.
Плюс к этому есть требования по продаже валютной выручки экспортеров. Но покупателей на эту валюту не так много: из-за санкционных рисков доллар для российских компаний стал токсичным — это поддерживает рубль.
Поэтому с начала марта рубль устойчиво растет — и пока каких-то изменений не предвидится. Можно ожидать, что в ближайшее время сохранится цена 55—60 Р за доллар. Курс временно может быть и крепче, если ЦБ не будет спешить со смягчением валютных ограничений.
У сильного рубля есть свои плюсы:
- низкая инфляция;
- большая уверенность бизнеса и населения, а значит, низкие инфляционные ожидания;
- создание условий для снижения ключевой ставки ЦБ;
- удешевление кредитов;
- более быстрая стабилизация деятельности компаний, ориентированных на внутренний рынок.
Но есть и минусы:
- снижение поступлений в бюджет;
- уменьшение доходов экспортеров, которые приносят значимую часть доходов в бюджет.
При этом из-за санкций сильный рубль не сможет заметно навредить несырьевым экспортерам. От их продукции отказываются не из-за цены, а по политическим и репутационным соображениям.
Что будет с бюджетом при сильном рубле
Есть популярная точка зрения, что рубль должен быть слабее, чтобы сводить бюджет, — тогда доллары, полученные от экспорта, принесут государству больше рублей. Но это мнение упрощает реальность: бюджет в этом году будет дефицитным. Но не столько из-за падения доходов, сколько за счет роста расходов на поддержку экономики и антикризисные меры.
Принято решение финансировать дефицит этого года за счет тех денег, которые уже есть у правительства. Это, во-первых, Фонд национального благосостояния, а во-вторых, переходящие остатки средств на счете правительства в казначействе. За последние несколько лет, по разным оценкам, там скопилось от 4 до 5 трлн рублей.
При сохранении текущего курса рубля ситуация с бюджетом будет более сложной, доходы бюджета в рублях — ниже. Но главный вопрос: нужно ли будет сохранять настолько же высокий уровень расходов в следующем году? Пока есть ожидания, что со следующего года антикризисные траты перестанут расти: нельзя бесконечно наращивать расходы, не понимая, что будет с доходами.
Я не вижу сильной мотивации для ЦБ или правительства искусственно снижать курс рубля. Он ведь влияет не только на бюджет, но и на экономику, инфляцию, ключевую ставку, население и бизнес, причем по-разному.
Что может укрепить рубль
Считать, что кто-то в ЦБ или Минфине специально следит за курсом рубля и решает, что он слишком сильный или слишком слабый и нужно его ослабить или укрепить, — тоже популярное заблуждение.
Сейчас ЦБ в очередной раз ослабил валютные ограничения, разрешив населению переводы за рубеж на сумму до 50 тысяч долларов, но это произошло не из-за стремления ослабить рубль.
ЦБ внимательно оценивает риски финансовой стабильности, то есть, проще говоря, угрозу чрезмерной волатильности курса и, как следствие, вероятность паники среди населения, степень устойчивости банков и финансового рынка. Понятно, что при более крепком или стабильном рубле все игроки становятся спокойнее. Благодаря этому ЦБ может медленно ослаблять валютные ограничения, возвращая курс ближе к естественным рыночным условиям.
Теоретически ЦБ еще может снять ограничения на операции для нерезидентов. Но здесь решения будут скорее не экономические, а политические, в привязке к будущему замороженных резервов и активов подсанкционных банков.
Сейчас самое существенное влияние на рубль может оказать изменение баланса импорта и экспорта. Российский экспорт может попасть под санкции — это сократит приток валюты в страну, а значит, рубль начнет слабеть.
С другой стороны, пока рубль укрепляется, импорт становится дешевле. Открываются новые каналы — тот же разрешенный параллельный импорт. Чем лучше при этом будет чувствовать себя экономика, тем больше будет спрос на импорт, тем быстрее рубль может начать слабеть. И наоборот, чем хуже будет чувствовать себя внутренний спрос, тем меньше будет спрос на импорт и тем более крепким будет оставаться рубль. Вот такая необычная логика, которая не укладывается в стереотип «чем хуже экономика, тем слабее рубль».
Что в итоге
Рубль будет слабеть, если:
- будет падать экспорт;
- будет расти импорт.
Во втором полугодии можно ожидать ослабления курса до 70—80 Р за доллар.
Вот за чем стоит следить, чтобы понимать, чего ждать от национальной валюты в ближайшее время:
За торговым балансом и состоянием текущего счета — об этом теперь ЦБ сообщает в своих оценках.
Состоянием мировой экономики, от которой зависит спрос на российский экспорт.
Ценами на основные сырьевые товары.