Уже с первых годов своего существования Советский Союз стремился быть первым во всем. Особенно в военной мощи. Ведь вот-вот должен был запылать пожар мировой революции пролетариата, который свергнул бы ненавистный капитализм и водрузил на его место прогрессивный коммунизм.
А чтобы пожар горел ярче, нужна была соответствующая техника. С конца 20-ых годов, с учреждением известных пятилеток, большой поток денег из государственного бюджета начал вливаться в военную промышленность.
За относительно короткое время в СССР были созданы одни из лучших, если не лучшие, танки, самолеты, легкая бронированная техника. Это было следствием массового строительства большого количества заводов и фабрик, выпускавших соответствующую продукцию. Одним из таких предприятий и стал Дагдизель, специализировавшийся на производстве морского вооружения.
Находится он прямо в море
Одной из интереснейших особенностей завода является цех №8, на котором строили и испытывали торпеды. Для того, чтобы иметь возможность обкатывать оружие прямо “на месте”, сам цех решили построить за пределами основного производства, в море, за почти 3 километра от береговой линии. Строительство начали в 34-ом году.
Сначала нужно было соорудить фундамент, подводную часть будущего цеха, на котором бы размещались люди и техника. Решение, которое позволило реализовать эту непростую на первый взгляд проблему, было достаточно простым. На самом берегу Каспийского моря вырыли огромный котлован, названный “Массивом”. Общее количество вывезенной из него земли — полмиллиона кубометров! Новообразованную яму оградили от морских вод металлической перемычкой до нужного времени. Внутри же “Массива” построили большую платформу высотой в 14 метров и толщиной стен в 1.5.
После окончания строительства, перемычку разрушили, внутрь хлынуло море. Потом платформу отбуксировали на заранее подготовленную площадку и с помощью специального оборудования прикрепили ко дну. А уже сверху начали появляться жилые комнаты и технические помещения.
Не соответствует современному прогрессу
В 38-ом цех запустили в работу. Так как был направлен на создание оружия, его, естественно, засекретили. Все работающие на нем обязаны были подписать неразглашение, работали в условиях строгой тайны. Впрочем, это не помешало обустроить его лучшим образом.
Мнение экспертаФедор Андреевич БрянскийРоссийский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.В своеобразной морском замке была своя библиотека и спортивный зал, комнаты для персонала отапливались, имели хорошее освещение и вообще были уютными и удобными, как для завода. Производство и испытания шли без сбоев.
С приходов фашистской Германии Дагдизель перебазировался в Казахстан. С 8-го цеха перевезли все ценное оборудование, оставив только голые стены. Впрочем, немцам было неинтересно копаться в покинутых советами пустых помещениях. С окончанием боевых действий работа там закипела с прежним усердием.
Так длилось до 66-го года. Тогда научный прогресс в военном деле поставил новые вызовы перед советскими учеными, занимающимися созданием оружия. Теперь для испытания торпед нужны были другие условия — Большая глубина. Цех №8 стал бесполезным. Его закрыли, оборудование перевезли, ни для каких других целей его не стали использовать. Разве что во все том же 66-ом там проводили испытания экраноплана БМ.
Заключение
Так и стоит он среди тверди морской, одинокий и заброшенный. Разве что любопытные туристы, которые обладают нужными средствами, могут туда заявиться, чтобы воочию поглядеть на то, как уже в отдаленном прошлом жили и работали советские труженики. Уже больше ни на что он не годится.