Забудьте о временах, когда нефть была королевой. Сейчас, в эпоху, когда каждый клик, каждый пост в Instagram может изменить ход истории, и когда искусственный интеллект становятся не просто словом из научной фантастики, но и частью нашей повседневной жизни, коммуникационные технологии превращаются в настоящее цифровое золото. Это не только о технологиях, это о том, как мы соединяемся, взаимодействуем и, возможно, как будем жить в будущем. В этом погружении в мир, где технологии и человеческие связи переплетаются, создавая новые горизонты, мы обсудим ключевые моменты с инвестором, Юлией Погасий. В одной из последних статей ее анализ текущего состояния отрасли связи в России вызвал настоящий резонанс. Именно поэтому мы решили углубиться в эту тему, забравшись в самое сердце цифровой революции, чтобы узнать, что нас ждет дальше.
Цифровая революция преобразовала многие аспекты нашей жизни. В чем, на ваш взгляд, ключевые изменения для бизнеса и общества?
В нашем обществе происходят фундаментальные изменения, и, как и во всем, это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если говорить о негативных моментах, то конечно следует сказать об одиночестве современного человека. Интернет, мессенджеры и социальные сети заменяют живое общение и создают иллюзию реального присутствия окружающих в своей жизни, ведь можно практически непрерывно наблюдать за одноклассниками, знакомыми и друзьями, при этом не встречаться с ними годами и годы эти могут пролетать совершенно незаметно.
Также стоит сказать про влияние на здоровье. К примеру резкое падение зрения происходит за счет длительной ближней фокусировки, когда мы долгое время не меняем дистанцию между экраном и глазами, и синего света дисплея, которое уступает в агрессивности лишь ультрафиолетовому излучению. И мне кажется, что производителям смартфонов следует стремиться к более щадящим для зрения технологиям и заботиться о потребителе в большей степени.
Не менее важным изменением в обществе является и то, что система образования совершенно не успевает за быстро меняющимся миром, так, любому абитуриенту сегодня нужно очень ответственно подходить к выбору своего образования, потому что, когда он выйдет из университета, возможно специальности, которой он обучался уже не будет. Технологии постепенно замещают различные профессии, и очень важно отслеживать как те или иные инновации влияют на сферы деятельности. Самый банальный пример, который наверно все заметили — это кассиры, которых становится все меньше и меньше, собственно эта специальность уже практически изжила себя, а таких примеров масса. Или тот же ChatGPT, который отлично выполняет свою работу и в этой связи уже совсем скоро первичные аналитические специальности также станут не нужны. Нельзя недооценивать влияние технологий на смену формы в бизнесе и изменение системы кадровых задач.
Да, я обратила внимание на негативные моменты, однако это не значит, что все пропало. Мир всегда менялся и сейчас продолжает меняться, посмотрите, за последние 150 лет мы пересели с лошадей на электромобили, и это совершенно нормально. Важно не забывать об этом, быть гибким, стараться самому соответствовать всем изменениям и понимать, что все это – движение вперед. Не ныть и страдать от того, что все плохо, а меняться вместе со временем, под время, и порой даже опережать его.
Если же говорить про изменения, которые затрагивают бизнес, то, конечно, нужно сказать об автоматизации, которая дает массу плюсов так как очень много проблем связано с человеческим ресурсом. У автоматизации и роботизации не бывает плохого настроения, не бывает неправильно принятого решения, это просто чёткие и заранее определенные алгоритмы, которые необходимы бизнесу, а ко всему прочему, это еще и более точные и быстрые расчеты. Вот, к примеру, есть одна достаточно известная компания, не буду называть ее имя, и ее финансовый департамент до автоматизации состоял из 450-ти человек. После — сократился до 12 специалистов, при этом, скорость и точность предоставления отчетности возросла в разы. А вы только представьте, как сложно было организовать работу 450 сотрудников, сколько это влекло за собой проблем, вдруг кто-то ошибся или что-то упустил. Автоматизация для бизнеса — это огромная оптимизация средств и человеческих ресурсов.
Благодаря технологиям все меняется очень сильно, и все идет к тому, что в принципе какие-то функции уже в обозримом будущем станут просто не нужны. И здесь важно понимать, что это не какой-то всемирный заговор и людей хотят уничтожить, на самом деле это просто очередная смена парадигмы жизни, смена времени, и это нормально.
Как вы считаете, почему информация и коммуникации стали таким ценным ресурсом в современном мире?
Я думаю, что коммуникация, а именно умение находить общий язык и договариваться, всегда было ценным ресурсом, так как являлось залогом успеха в процессе построения любых взаимоотношений. Я не знаю таких времен, когда бы дипломатия не ценилась, потому что все люди разные, у каждого имеется какой-то уникальный опыт, свои собственные интересы, и, зачастую не так просто объяснить двум людям, что им выгоднее сотрудничать, чем заниматься чем-то по одиночке.
Что же касается информации, то перемены в экономике и бизнесе, произошедшие за последнее десятилетие, затронули уже устоявшиеся модели, и теперь практически вся коммерческая деятельность выстраивается вокруг информации и обработки больших данных. Это позволяет персонализировать рынок продуктов и более точно формировать спрос под конкретного клиента. Примечательно еще и то, что информационные технологии создают вокруг себя новые рынки, как например, облачные решения, хранение или обработка данных и др.
Искусственный интеллект становится все более влиятельным в сфере коммуникаций. Какие перспективы и вызовы это создает для отрасли связи в России?
Да, использование искусственного интеллекта встречается все чаще, однако если говорить именно о Российской индустрии связи, то нужно понимать, что в первую очередь речь идет о создании необходимой для его применения инфраструктуры. А это не только сами базовые станции, но и вся технологическая сеть, которая позволяет обеспечивать их корректную работу и все необходимое взаимодействие, это ядра, софты и т.д. И только после развертывания инфраструктуры на должном уровне, можно приступать к полноценному внедрению ИИ.
Сейчас на простом примере, я покажу один из способов применения искусственного интеллекта в области коммуникаций: чаще всего установка базовых станций происходит на определенном удалении друг от друга и учитывает плотность населения, при этом расчет делается на то, что на каждую базовую станцию идет определенная усредненная нагрузка. Искусственный интеллект в данном случае позволяет точно анализировать какое кол-во пользователей задействовано на каком участке, и самостоятельно перераспределять загруженность. Допустим, каждая стандартная базовая станция способна в среднем обрабатывать 1000 абонентов одновременно, но в моменте, может получится так, что нагрузка на одну составляет 3 человека, а на другую 3000. В этом случае взаимодействие станций заключается в том, что они отправляют всю эту информацию, сопоставляют и распределяют мощности в зависимости от необходимости и того как ситуация выглядит с точки зрения статистики.
Сейчас такие базовые станций производит Huawei, но и наши российские специалисты понимают, как это работает и в каком направлении нужно двигаться. Однако мы отстаем шагов на 10, и нужно не забывать, что все это может быть возможно только после внедрения технологии 5G.
Что вы скажете о датафикации и ее влиянии на бизнес и потребителей?
Благодаря современным технологиям бизнесу становится в разы понятнее как быстрее дойти до конечного покупателя. За счет обработки больших данных можно очень точно находить подход к решению любых задач. Это касается всего, например, датафикация позволяет прогнозировать потребительский спрос при производстве новых продуктов, систематизировать статистику социальных сетей, информацию о посещении веб сайтов и сопоставлять ее с большим количеством показателей. Big Data дает возможность оптимизировать множество процессов, сервисов и услуг и обеспечивает серьёзный скачок в области машинного обучения.
На людей же это влияет двояко, с одной стороны, например, персонализированная реклама — это очень удобно, с другой, зачастую выглядит слишком навязчиво или даже пугающе. Плюс ко всему психике очень сложно справиться с навалившимся обилием различной информации, что естественно может привести к не самым приятным последствиям. Поэтому очень важно не забывать о цифровой детоксикации, и, хотя бы иногда давать себе отдых от мобильного телефона.
С учетом глобального перехода к 5G и перспектив 6G, какие конкретные бизнес-модели или инновации вы ожидаете увидеть на российском рынке?
Нужно объективно понимать, что Россия сейчас столкнулась с серьезными вызовами, в каком-то плане это можно даже назвать кризисом. Из-за санкций нам сейчас недоступны передовые технологии, и тут есть два пути, или оставаться в той же точке, или так или иначе совершать технологический прорыв. Учитывая возможность человеческого потенциала нашей страны, второй вариант более чем возможен. Поэтому я уверена, что при правильном выстраивании взаимодействия с рядом азиатских стран у нашей страны есть огромные перспективы для создания интересных продуктов не только для внутреннего рынка, но и для мирового. Если ориентироваться на инновации исключительно для внутреннего использования, то это априори ограничивать себя и вступать в конкуренцию с рядом стран, где эти технологии уже отработаны, в связи с этим конкурировать с ними очень сложно, например, конкретно с Китаем по многим позициям это просто невозможно. Но если ты делаешь продукт, который нужен всем, и он лучший в мире, то сразу открываешь себе безграничные горизонты и большие глобальные рынки. Собственно, это и есть правильная модель выстраивания экономики.
Недавно в одном из СМИ была опубликована статья о том, что российским операторам связи не хватает базовых станций и они рассматривают китайское оборудование «третьего эшелона». Как вы считает, это влияет на развитие отрасли связи в России?
Это очень сложный вопрос, на сегодняшний день вся инфраструктура связи в России выстроена в основном на продукции компании Huawei, в меньшей степени Nokia и Ericsson. Эти производители сейчас не поставляют свое оборудование на российский рынок, и с одной стороны это отличная возможность для того, чтобы создать собственное производство хотя бы базовых станций. С другой — гигантская задача, потому что пропасть между нами и Huawei исчисляется «в сотнях световых лет» и миллиардных бюджетах.
Еще одной большой проблемой является человеческий ресурс, так, если собрать всех специалистов, кто умеет что-то делать в этой области, то их общая сумма составит не более 3000 человек разбросанных по всей России и работающих на разных предприятиях. Это также мешает сокращать отставание и наладить эффективное производство не только «железа», базовых станций, но и вообще всей инфраструктуры.
Что же касаемо того, что сейчас некоторые азиатские компании хотят зайти на российский рынок, то это совершенно понятно. Всё-таки рынок коммуникаций в России достаточно интересный и составляет порядка 110-150 тысяч базовых станций в год. Это большие бюджеты, но нужно понимать, что это оборудование «третьего эшелона» и частоты на которых оно работает, могут отличаться от необходимых, в результате далеко не факт, что это оборудование будет здесь отлично работать.
Выход из этой ситуации я вижу следующим образом, я думаю, что здесь нужна коллаборация всех этих азиатских производителей с исключительно отечественными компаниями, которые уже понимают внутреннюю кухню этой огромной инфраструктуры. Т.е. самостоятельно «с наскока», зайти будет очень сложно, это не так просто взять прийти и начать продаваться. Так что так или иначе придется договариваться.
Как это все реально отразится на рынке связи в России зависит от того какой именно способ взаимодействия выберут отечественные и китайские коллеги. Но очевидно, что здесь единственно возможным путем является объединение, интеграция и совместное предприятие, а по одиночке на этот рынок заходить просто бесполезно и практически невозможно.
Можете ли вы привести примеры компаний или технологий в России, которые сейчас являются новаторами в отрасли связи?
Да, конечно, за последние годы количество компаний, которые можно отнести к новаторам в области связи значительно выросло, есть качественные производители антенн, есть специалисты в области микроэлектроники или чипов, очень много всего.
Однако я бы хотела выделить в первую очередь «Лабораторию инфокоммуникационный сетей» базирующуюся в Санкт-Петербурге, эта компания способна предложить полный комплекс по созданию и эксплуатации новых сетей и имеет ряд отличных разработок. Или «Неорос» специализирующуюся на разработке и производстве высокоточного оборудования. Возможно наименования этих компаний пока еще ничего не говорят широкой публике, но я уверена, что в ближайшем бедующем это изменится. Кроме того, можно отметить еще несколько предприятий, таких как «Булат», Yadro и «Протей», и что важно еще отметить — это далеко не все представители отрасли связи в России.
Какие факторы больше всего влияют на инвестиционный климат в отрасли связи в России?
В первую очередь здесь нужно понимать политику государства, базовые станции и связь – это стратегически важные направления, которые частный инвестор никак не отрегулирует без согласования с видением и вектором руководства страны. И когда правительством будут определен четкий курс движения и путь, по которому мы все пойдем, тогда уже проще будет говорить про инвестиционные возможности для частных инвесторов. Например, будет определено, что мы все производим сами, и также обеспечено контарктовавние, чтобы не только произвести продукцию, но и полноценно выйти в серийное производство. Вот тогда инвестор увидит, что есть компания, которая интегрирована в часть государственной системы, и ему проще будет принимать решение.
А пока это все не определено и выглядит довольно расплывчато. Да, потенциал рынка огромный, но будет ли достаточно поддержки и справимся ли мы полностью с задачей создания собственной инфраструктуры связи, сможем ли стать российским Huawei в итоге лет через 10 при правильной и слаженной работе — покажет время.
Ваши рекомендации для российских компаний, стремящихся адаптироваться и процветать в этой новой цифровой эпохе.
Я бы посоветовала не ориентироваться на российский рынок потому, что все уже давным-давно переплетено очень плотно и здесь представлены китайские, тайванские, европейские и американские разработки и, если вы хотите сделать что-то действительно новое и интересное, то нужно конкурировать с мировыми производителями и стараться сделать что-то лучше для мирового рынка. Лучшее по цене, качеству и характеристикам, и если вы выполните эту задачу, то автоматом сможете продавать свои продукты в России, а также перед вами открываются намного более широкие возможности.
По информации портала Pronline