Многие эксперты считают, что запрет не имеет смысла, так как на данный момент зерна в стране достаточное количество.
Правительство России установило критический уровень остатков зерна в десять миллионов тонн, при превышении которого будет введен запрет на экспорт зерновых.
Такое решение было принято в ходе заседания рабочей группы по нетарифным мерам регулирования во внешней торговле.
Министерство сельского хозяйства будет отвечать за ежемесячный мониторинг остатков зерна и уведомлять Минпромторг и Минэкономразвития, если уровень опустится ниже десяти миллионов тонн.
После получения этой информации, министерства в течение недели рассмотрят вопрос о введении временного запрета на экспорт зерна. Однако Министерство сельского хозяйства уверяет, что в настоящее время Россия располагает достаточными запасами зерна за счет остатков урожая 2022 года и высокого урожая в текущем году.
Кроме того, с первого декабря 2023 года по конец мая 2024 года введен запрет на вывоз твердой пшеницы, чтобы защитить внутренний рынок и стабилизировать потребительские цены на зерновые продукты.
Тем не менее опасения по поводу возможного дефицита зерна в России в связи с активным экспортом зерна все же существуют.
Временные ограничения на экспорт были эффективны для контроля цен в других отраслях, но их трудно поддерживать в течение длительного времени, поскольку перенасыщение внутреннего рынка может привести к дефициту.
Урожай зерновых в РФ в 2023 году составил 147 миллионов тонн, при этом с начала года было экспортировано более 44 миллионов тонн. По прогнозам Министерства сельского хозяйства, в этом году может быть экспортировано 65 миллионов тонн.
Однако в России не хватает качественных элеваторов для длительного хранения зерна, поэтому производители не выступают за какие-либо ограничения.
Глава «Зернового союза» предполагает, что возможность введения запрета на экспорт зерна может быть связана с недавним увеличением объемов экспорта. Тем не менее, многие эксперты считают, что запрет на экспорт зерна не имеет смысла.
Читайте еще —Лавров четко дал понять Западу, на каких условиях Россия вернется к зерновой сделке.