Новые реалии торговли
В условиях нарастающего давления со стороны США, Россия и Китай начали активные поиски нестандартных решений для взаиморасчетов. Угроза вторичных санкций вынуждает обе страны пересматривать свои торговые схемы, что, в свою очередь, приводит к усложнению логистики и росту цен на товары.
Проблемы с платежами
Недавние сообщения «Ведомостей» указывают на сложности, с которыми сталкиваются российские предприниматели при осуществлении расчетов с китайскими банками. По словам источников, несколько месяцев назад совершенные платежи за уже импортированный товар начали возвращаться. Один из бизнесменов отметил, что деньги в юанях ему вернули лишь спустя три месяца после выполнения оплаты. О данной проблеме заявили также адвокатские фирмы FTL Advisers, SinoRuss и банк «Бланк».
Алексей Порошин, генеральный директор АО «Первая группа», подтвердил информацию о том, что банки Китая отказываются работать с юанем, связанным с Россией. По его словам, они начали разделять юань на «чистый» и «грязный», что затрудняет финансовые операции.
Программы бартера и новое сотрудничество
Во время государственного визита в Китай в мае 2024 года, президент России Владимир Путин обсудил с Си Цзиньпином возможности расширения присутствия китайских банков в России. Путин акцентировал внимание на том, что около 90% взаимных платежей проходит в национальных валютах, подчеркивая тем самым развитие двусторонних торговых отношений и наличие 80 крупных совместных инвестиционных проектов.
Однако санкционные меры, введенные Минфином США, добавили новые сложности в взаиморасчеты. В июне в санкционные списки попали Мосбиржа, НРД и НКЦ, а в июле ограничения коснулись 300 компаний и физических лиц, включая большую часть стран Европы, Африки и Центральной Азии, что дополнительно затруднило финансы между Москвой и Пекином.
Сложности логистики и новые схемы расчетов
По данным газеты «Известия», в июле китайские региональные банки начали отказываться принимать платежи из России. Это привело к тому, что 98% транзакций в юанях стали блокироваться. Максим Кузнецов, председатель Русско-азиатского делового совета, подтвердил, что хотя объем российско-китайской торговли и снизился с 2023 года, Китай по-прежнему остается ключевым партнером для России.
Кузнецов отметил, что уровень технологичности небольших китайских банков ниже, чем в российских учреждениях, что может объяснить задержки в обработке платежей. Тем не менее, эти банки продолжают работать с российскими контрагентами, применяя альтернативные схемы, включая бартер и расчеты через третьи страны.
По данным агентства Reuters, возобновление бартерной торговли между Россией и Китаем может состояться из-за усиления санкционного давления. Первые подобные сделки могут быть заключены уже осенью 2024 года.
Увеличение цен и его причины
Сложность платежей и логистику отношений между Россией и Китаем затруднили не только прямые расчеты, но и общие операции с товарами. Георгий Властопуло, гендиректор компании «Оптимальная логистика», подтвердил, что около 70% китайских поставщиков начали использовать обходные пути для доставки товаров в Россию: «Сейчас порядка 70% отправителей требуют, чтобы в документах фигурировала третья страна».
Такое усложнение приводит к тому, что конечная стоимость товара может возрасти на 8-12%. Но, несмотря на эти трудности, отдельные китайские товары продолжают пользоваться высоким спросом в России. Например, в первые семь месяцев 2024 года продажа новых легковых автомобилей в стране достигла 2,53 триллиона рублей.
Перспективы дальнейшего взаимодействия
Как сообщает «Автостат Инфо», ожидается, что автомобили китайских производителей могут подорожать на 10% из-за сложностей расчетов. Однако эксперты подчеркивают, что это не является основным фактором, влияющим на цены в условиях существующих проблем с платежами.
В заключение, Владимир Путин отметил, что санкции, касающиеся третьих стран, имеют нелегитимный характер, если они принимались без одобрения ООН.
Ключевые аспекты взаиморасчетов:
- Увеличение цен на товары.
- Проблемы с платежами в юанях.
- Возвращение к бартерным сделкам.
- Существенные изменения в логистике импортных поставок.
Таким образом, несмотря на текущие вызовы, Россия и Китай продолжают искать пути для поддержания торговых отношений, что может привести к новым моделям взаимодействия в будущем.