Оглавление:
Какие проблемы нужно решать?
Коммунальная инфраструктура России устарела: почти половина водопроводных и канализационных сетей нуждается в замене. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), из 578 тыс. км водопроводных сетей 43,2% находятся в аварийном состоянии. Аналогичная ситуация и с канализацией: 46% из 202 тыс. км сетей требуют ремонта.
При этом темпы модернизации оставляют желать лучшего. Например, за 2023 год было обновлено всего 0,96% водопроводных сетей и 0,36% канализационных. Несмотря на это, число аварий постепенно снижается: если в 2018 году на 100 км сетей приходилось 10 прорывов, то в 2023 году этот показатель сократился до пяти.
Экономическая ситуация также неблагоприятна. Средняя рентабельность водоканалов за 10 лет составила минус 5%, а убытки за 2023 год достигли 14,3 млрд рублей. В таких условиях предприятия не могут брать кредиты или выполнять инвестиционные программы.
Кто может помочь с финансированием?
Минстрой предлагает привлечь средства иностранных инвесторов. Ведомство планирует участвовать в выставках и форумах, организуемых БРИКС и ООН-Хабитат. Однако пока не уточняется, какие именно страны станут ключевыми партнёрами.
— Внедрение международных технологий может повысить эффективность труда и позволит решить проблему износа сетей. Сейчас ведутся переговоры, их результаты можно ожидать не раньше конца 2025 года,— уточнили в Минстрое.
Но смогут ли иностранные компании действительно помочь? По мнению экспертов, такие вложения выглядят маловероятными — как пишет pravda-tv.ru.
Скепсис и альтернативы
Светлана Разворотнева, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, отмечает, что проблема лежит глубже:
— Российское ЖКХ — это отрасль с непрозрачными тарифами и нестабильными правилами. Это отпугивает даже отечественных инвесторов, не говоря уже о зарубежных.
Павел Склянчук, независимый эксперт в сфере ЖКХ, указывает на риски передачи контроля над инфраструктурой иностранным инвесторам. В некоторых странах, например, Китае, такие инвестиции подразумевают владение модернизированными объектами. Однако в России это запрещено.
Эксперты также предполагают, что более реалистичным подходом было бы выпускать специализированные облигации для населения. Этот механизм может привлечь значительные средства внутри страны.
Выводы и перспективы
Модернизация ЖКХ — задача первостепенной важности. Без решения вопросов износа сетей невозможно обеспечить комфортное проживание миллионов людей. Однако ставка на иностранных инвесторов кажется неоправданно высокой.
— Основная угроза сохраняется в недостатке достоверных данных о качестве имеющейся инфраструктуры, — признаёт Склянчук. — Необходимо строгое техническое планирование.
Пока остаётся открытым вопрос: какие инструменты позволят реализовать столь масштабный проект? В любом случае модернизация ЖКХ должна стать совместной задачей государства, бизнеса и граждан.