Учеба в медицинском вузе или колледже за счет бюджета – это привилегия, за которую придется платить не деньгами, а трудом. Молодым врачам, окончившим обучение за государственный счет, возможно, вскоре придется отработать не менее трех лет в государственных медицинских учреждениях.
Эта идея уже стала одной из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе. Одни эксперты видят в этом способ ликвидировать острый дефицит врачей в регионах, другие опасаются, что обязательная практика приведет к формальному подходу со стороны самих выпускников и администрации больниц.
Оглавление:
Высшее образование – это не бонус, а инвестиция государства
Одним из первых инициативу поддержал известный врач и телеведущий Александр Мясников. В своем Telegram-канале он высказался предельно прямо:
«Мы немного забыли, что высшее образование – это не обязательный подарок от государства, а привилегия для умных или богатых. Если государство инвестирует в человека, то почему бы ему не принести пользу стране?»
Эта позиция близка многим сторонникам реформы. Действительно, ежегодно бюджетные места занимают тысячи студентов, но после выпуска многие из них уходят в частную практику или вовсе сменяют профессию. А тем временем государственные больницы испытывают жесточайший кадровый голод, особенно в небольших городах и селах.
Президент России Владимир Путин также неоднократно подчеркивал, что главная кадровая проблема здравоохранения – недостаток специалистов в первичном звене. Однако одними административными мерами ситуацию не изменить.
Принудительная отработка или кадровая текучка?
Эксперты предупреждают: формальный подход к отработке не решит проблему. После обязательного срока выпускники все равно уйдут туда, где лучше условия и выше зарплата. К тому же вряд ли пациентам будет приятно, если их лечащий врач останется в больнице только из-за страха штрафов — пишет pravda-tv.ru.
«Введение обязательной отработки может стать оправданием для администраторов: зачем повышать зарплаты и улучшать условия, если врачи и так будут вынуждены работать?» – отмечают скептики.
По мнению вице-президента Общества специалистов доказательной медицины Василия Власова, гораздо эффективнее было бы стимулировать молодых специалистов «пряниками», а не «кнутом». Повышение зарплат, предоставление жилья, бонусы за стажировку – вот что могло бы действительно закрепить врачей в государственной системе.
Штрафы для отказников: сумма компенсации увеличится
Еще одно важное изменение касается целевого обучения – программы, по которой обучение оплачивают регионы или работодатели. Сейчас выпускники, отказавшиеся вернуться к заказчику, должны компенсировать ему понесенные расходы. Однако в новом законопроекте предлагается увеличить сумму выплат вдвое.
«Целевое обучение – это особая форма поступления. Работодатели не платят за обучение студентов напрямую, но предоставляют стипендии, жилье, другие льготы. Если студент нарушает договор, он должен компенсировать потраченные средства», – поясняет Надежда Былова, проректор Пироговского Университета.
Конечно, в законе предусмотрены исключительные случаи, когда от выплаты можно освободиться. Полный перечень таких ситуаций закреплен в Постановлении Правительства РФ от 27.04.2024 № 555, регулирующем целевое обучение до 2030 года.
Стимулировать социальными льготами, а не запретами
По мнению сопредседателя Всероссийского Союза пациентов, врача-невролога Яна Власова, принудительная практика после вуза может сыграть положительную роль – но только при грамотном подходе:
«Прохождение бюджетниками практики под руководством опытных наставников – это идеальный способ вхождения в профессию. Однако важно, чтобы это не затронуло ординаторов, которые уже проходят стажировку. Что касается целевиков, для них отработка – это изначально справедливое условие.»
Врач также считает, что социальные пакеты могут стать действенной мотивацией для выпускников бюджетных программ. Льготная ипотека, дополнительные выплаты, бонусы за работу в удаленных регионах могли бы удержать специалистов в системе ОМС.
Не распределение, а «долг государству»
Ожидается, что новые выпускники должны будут отработать в медицинских учреждениях, работающих по системе ОМС. Это касается как государственных, так и частных клиник, имеющих лицензии на оказание бесплатной помощи населению.
Таким образом, идея не является возвращением к советскому распределению, где за выпускника все решало государство. Выпускник сам выбирает регион и клинику, но обязан определенный период трудиться в сфере, куда вложило деньги государство.
С одной стороны, логика закона понятна: если бюджет потратил на человека средства, он должен внести свой вклад в систему. С другой стороны, без комплексных реформ и повышения привлекательности профессии эта мера может лишь создать видимость решения проблемы, но не избавить регионы от нехватки врачей.