В последние годы в Казахстане усилились дискуссии о сохранении памятников советской эпохи. Монументы, которые десятилетиями хранили память о прошлом, постепенно исчезают с улиц городов, уступая место новым символам национальной идентичности. Этот процесс сопровождается неоднозначными мнениями общества, балансируя между стремлением к историческому переосмыслению и уважением к памяти предков.
Оглавление:
Наследие на перекрестке эпох
На территории Казахстана насчитывается несколько сотен памятников, признанных объектами историко-культурного значения. Примерно треть из них связана с советским периодом: это бюсты партийных деятелей, мемориальные комплексы в честь погибших во время Великой Отечественной войны, а также архитектурные сооружения — вокзалы, библиотеки, музеи.
Государство десятилетиями выделяло значительные средства на сохранение и реставрацию таких объектов. Однако с конца 1990-х годов в список охраняемых объектов все реже включались монументы, связанные с деятелями, не имеющими непосредственного отношения к истории Казахстана. В первую очередь это коснулось памятников Владимиру Ленину, Михаилу Калинину и Сергею Кирову.
— Казахстанская политика памяти пытается найти баланс между уважением к историческому прошлому и созданием нового национального мифа, — отмечает Алтын Уалтаева, руководитель центра по разработке нового академического издания «История Казахстана с древнейших времен до наших дней».
Память о трагедиях: репрессии и голод
Советский период оставил в истории Казахстана не только яркие страницы индустриализации и побед, но и тяжелые трагедии. Массовые репрессии, голод 1930-х годов и разрушение традиционного уклада жизни до сих пор остаются болезненными темами для общества.
Именно поэтому политика исторической памяти в стране развивается в особом формате. Власти Казахстана, в отличие от некоторых других стран постсоветского пространства, не делают акцент на полном отрицании советского наследия. Вместо этого они стараются подчеркнуть как позитивные, так и негативные стороны той эпохи.
— Политика тоталитарного режима способствовала деградации традиционного казахского общества, — подчеркивает Алтын Уалтаева.
Война, которая объединила
Особое место в системе исторической памяти Казахстана занимают памятники, связанные с Великой Отечественной войной. Мемориальные комплексы, посвященные бойцам Красной армии, продолжают появляться даже спустя десятилетия после окончания конфликта.
— Девять из десяти пуль были отлиты из казахстанского свинца. (…) Наш вклад в Победу очевиден, — напомнил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
С 1991 года в одной только Алма-Ате установили как минимум восемь памятников солдатам и офицерам. Эти объекты остаются под защитой государства и являются важной частью национального самосознания.
География памяти
Исследования показывают, что распределение памятников советской эпохи в Казахстане имеет четкую региональную специфику. Больше всего монументов сохранилось в северных областях, таких как Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и Костанайская. Здесь этнические русские составляют до 40% населения, что во многом объясняет сохранность советского наследия.
Напротив, в южных и преимущественно казахскоязычных регионах монументы советской эпохи встречаются значительно реже. Эта разница отражает не только культурные предпочтения, но и стратегию властей, стремящихся избежать межнациональных конфликтов.
Уходящая целина и возвращение забвения
Некоторые памятники, символизирующие неудачные инициативы советского периода, исчезли практически бесследно. Например, монументы, посвященные кампаниям по раскулачиванию или освоению целины, были демонтированы еще в 1990-е годы.
Тем не менее, не все объекты прошлого обречены на забвение. Один из немногих сохранившихся монументов — 300-тонный памятник «Покорителям целины» в Костанае — до сих пор остается объектом культурного наследия республиканского значения.
Что думают казахстанцы?
Вопрос о судьбе советских памятников вызывает жаркие споры в обществе. В крупных городах — Астане, Алма-Ате — многие этнические казахи позитивно относятся к архитектурному наследию той эпохи.
— Все, что тут имеет культурную значимость, кроме Вознесенского собора и мечети, было построено в Советском Союзе, — отмечает житель Алма-Аты Александр Поляков.
Для старшего поколения эти монументы остаются символами стабильности и общности, для молодежи — напоминанием о сложной и противоречивой эпохе.
Между памятью и забвением
Политика исторической памяти в Казахстане остается компромиссной. Власти стараются учитывать как национальные интересы, так и многонациональный характер общества. Однако с каждым годом процесс декоммунизации набирает обороты, вытесняя советские символы на периферию.
Этот подход позволяет сохранить историческое наследие, не создавая новых линий раскола в обществе. Казахстан стоит на сложном, но важном пути — переосмысления своего прошлого ради построения будущего.